История
Рождественский пост, как и многие другие, был установлен в древние времена христианства. Упоминание о нем впервые встречается в IV веке. В то время он длился семь дней, затем продолжительность поста несколько раз увеличивалась, а в 1166 году на Церковном соборе было решено хранить пост перед великим праздником Рождества Христова все сорок дней.
Устав
Рождественский пост (его иногда называют Филиппов, так как он начинается после дня памяти св.ап. Филиппа) начинается 28 ноября и длится 40 дней. Он менее строгий, чем великий. В его дни Уставом Церкви запрещены все продукты животного происхождения - мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. В понедельник, среду и пятницу запрещаются также вино и елей (растительное масло). Рыба разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в храмовые праздники и в дни великих святых, если они приходятся на вторник или четверг.
Последняя неделя перед Рождеством (со 2 по 7 января) — дни особо строгого поста. В эти дни рыба не благословляется даже в субботу и воскресенье. Особенно строг последний день поста, Сочельник (в старину в этот день ели только сочиво – блюдо из зерен пшеницы, риса). В Сочельник целый день христиане ничего не едят до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа.
Как и во время других многодневных постов по субботам, воскресеньям и большим праздникам времени Рождественского поста можно выпить красного виноградного вина, что не означает напиться. В Рождественский пост и одиннадцать дней последующих за ним святок не совершаются венчания.
Духовный смысл Рождественского поста
Время Рождественского поста дано Церкви на то, чтобы подготовиться к восприятию глубокого смысла Рождества Христова, чтобы вспомнить и заново осознать многое и ещё раз увериться в одном – что и мы, подобно пастухам и волхвам, находимся на своём пути ко Христу.
Этот – путь духовный. Он с каждым годом, если жива наша духовная жизнь, подводит нашу душу всё ближе и ближе к тайне Рождества в Вифлееме, которое сделала мир иным.
Воистину, после Рождения в Вифлиеме мир изменился. Бог снизошёл в страну печали и плача и воздыхания. Наконец то Он, Которого ждали все поколения гонимых праведников и побиваемых пророков, на Которого надеялись несчастные, Которому молились те, чьё сердце не могло жить без животворящей истины и правды, спустился к детям Своим «благовествовать нищим… исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4.18-19). Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася!
Но это будет позже ... А пока, в дни поста, мы душою своей находимся в той ветхозаветной юдоли плача и воздыхания, мы мучительно переживаем то, что переживали жившие до Христа праведники, чью душу едва согревала слабое чаяние, почерпнутое из пророческих указаний, и едва утверждала врождённая надежда души (которая по природе христианка) на то, что в мире, от начала времён через грехопадение Адама и Евы преданном дьяволу на искушение, всё-таки восторжествует правда. Никогда не могла душа человеческая смириться с тем, что данная Богом жизнь – лишь «суета сует и томление духа», как это исповедала ветхозаветная премудрость. Это философское исповедание не освобождало от мучительного страха перед силою зла мира. Людям ещё не было обещано Царства...
Воистину нужно, необходимо было, чтобы явился Сам Бог, чтобы Творец всего сущего «как дети причастны плоти и крови … также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.» (Евр. 2, 14-15). После торжества тьмы в сени смерной, не было иного выхода, кроме единственного - чтобы Бог Сам, наконец, пришёл и защитил детей Своих от притязаний многовекового зла.
Остановимся здесь и зададим себе вопрос – много ли и что для нас значит Рождество Христово? Так ли мучительно, жизненно необходимо оно нашей душе? Если мы не задаём себе этого вопроса хотя бы Рождественским постом, то мы шествуем по своему пути вслепую!
Если мы, тщательные в мирских делах, в святые дни поста не испытываем ещё тщательнее своего сердца – ближе ли сердце в этот пост к таинственным, духовным Вифлиемским яслям, благоговейнее, трепетнее ли наши шаги, наши мысли, к Богу, хотящему воплотиться и пожить на земле, истиннее ли в душе ожидание избавления, сильнее ли в нас утверждение торжества христианской истины … Если мы не испытываем так своего сердца, то мы не познали сокровища своей веры!
Испытаем себя! Цель Рождественского поста – в приготовлении души к великому Празднику, второму после Праздника Пасхи. Верующая душа, умягчаемая и сокрушаемая воздержанием и молитвой, находит неведомую силу сердечно следовать за Вифлеемской звездой, избавленная от излишнего – обретает лёгкость в молитве, омытая от лукавства – получает дерзновение перед Богом.
Итак, пост – это особенное время для внутреннего самоиспытания, молитвы и глубокого размышления о своей жизни, которое даёт ясное ощущение собственного пути, понимание его цели, обновляет решимость последовать за Христом до конца. Дай Бог нам благодарности за то, что в Рождестве Христовом «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Иоан. 3, 16)
http://www.poetica.ru/text.php?t=227