Отрекаешися ли заблуждения о некоем равенстве всех вер, исходящего из столь же неправого мнения о некоем «едином боге»?
О. Отрекаюсь. Признаю, что хотя Бог-Творец един, но вне богодухновенного учения Православной Церкви наши мнения о сем единстве удобно становятся кощунственны и вредны.
Конечно, вопросы об «одной Церкви», «одном Боге» и «одной Вере» не только внутренне взаимосвязаны, но и являются догматическими основами Православия. Мы умышленно предлагаем понятие «един», а не «один», так как «единый» в данном случае означает одновременно «количество и качество». Означенное заблуждение как раз и происходит относительно того значения этого слова, каковое мы придаем ему в Символе Веры.
Здесь вопрос об отношении к «равенству вер» призван сознательно утвердить и подтвердить предыдущее согласие. А вот что имеют в виду представители всех без исключения сект и культов, твердя в защиту своего права на существование, что «бог ведь один» - вопрос особый. То же самое утверждают, впрочем, буддисты, индуисты и многие иные.
В отношении «единого бога» только у христианства совершенно обособленные позиции, даже в отношении так называемых «монотеистических» религий.
Конечно, иудеи убеждены в своем непрекращающемся служении Творцу веков, но только Христианство может сказать: «У Голгофы вы отреклись от Него».
На вполне примирительное убеждение мусульман об «общем едином боге» авраамических религий Христианство может ответить: «Вы заимствовали историю, но ваше «откровение» - ложь, и тот, кого вы называете так, не Тот, которого Спаситель называл своим Отцем Небесным».
Кришнаиты убежденно-философски скажут: «Все – проявление Всевышнего», имея в виду объект своего поклонения «верховного господа Кришну», Христианин ответит: «Но только не того «всевышнего», которого вы считаете таковым».
Буддисты будут говорить что «Абсолют во всем», Христианство решительно скажет: «Вашего «абсолюта» нет в нашем Господе, Который Сам есть Альфа и Омега, начало и конец… первый и последний» (Откр. 1:8, 22:13).
И никто из них не согласится с Христианством, а адепт оккультизма снисходительно улыбнется «ограниченности человеческого разума и конфессиональных разногласий», и абсолютно разделяя все означенные мнения, встанет в ряд «истинных православных», но «утративших мудрость древних». И в этом принципиальная особенность оккультизма.
«Великий архитектор» масонов – классическое оккультное понимание «единства», о котором идет речь. Но оно, в свою очередь, состоит из трансформированных верований древних египтян, пифагорейцев, каббалистов, представлений йогического Востока и гностических ересей.
С другой стороны, первый естественный и обобщающий ответ на этот вопрос: сущая правда, все человечество – творение одного Бога. Все ли «дети» Его – это отдельный вопрос, слишком многие из «детей» принципиально отреклись от этого родства. Христос сказал таковым: «Если бы Бог был отец ваш, вы любили бы Меня… Ваш отец диавол» (Иоанн 8:42,44).
Но – да, один Бог творец всех. А далее, вне Святоотеческого богомыслия, эта аксиома получает развитие в двух основных направлениях, исторически и онтологически взаимосвязанных – ложным монотеизмом.
Первое направление можно обозначить как социально-политическое, а второе – собственно религиозное.
Первое на базе искаженного монотеизма утверждает свои выводы и выстраивает свою иерархию ценностей: единство, относящееся к Богу, вполне логично, хотя и спекулятивно, проецируется на единство рода человеческого, но в своей интерпретации – «мы равны и имеем равные права». В секулярном сознании это «единство» становится тождественным «братству», братство – «равенству», последнее, как известно, приводит к «свободе». Остальное можно узнать из истории кровопролитий и революций.
Отсюда «свобода слова», отсюда пресловутая «толерантность» и все либеральные поползновения, ратующие за право самому человеку выбрать между Христом и антихристом. Здесь начало всех «прав человека» и институтов защиты этих прав. Здесь «свобода вероисповеданий» и известный «Указ о веротерпимости» - уступка миру, вложившая свою меру в крах великой России.
Второе синтезирует в себе ереси, как гордыня есть начало всех зол в человеке. И не только религиозные, как уже сказано, но и политические. Но эта область слишком многогранна. С одной стороны, здесь происходит обратный процесс – уже ассимилированные секулярным сознанием либеральные ценности становятся универсальным лоном религиозных заблуждений. Теистические воззрения становятся заложниками гуманистических стереотипов и относящееся к трансцендентному воспринимается через призму «прав человека». Теодицея «оправдывается» антроподицеей.
С другой стороны, «сущий над всем Бог» для оккультизма, обосновавшего свой монотеизм на смеси монизма, пантеизма, восточного дуализма и иной эклектике - догмат, но, естественно, в языческом смысле. Так понимается Сила, создавшая и содержащая вселенную, превыше всех сил, богов, полубогов и иных «небожителей», среди которых теософская оккультная доктрина помещает и Иисуса Христа.
Но поскольку можно смело назвать иудейскую каббалу самым глубинным и основательным учением всего оккультизма, то нужно иметь в виду, что в этом отношении каббала некоторым образом отражает в себе древне-библейское понимание Бога, хотя своим учением об «эманациях» и др. приводит его в итоге к пантеизму. При этом каббалистическое учение рассматривает лишь «умопостигаемую деятельность божества, но не самого Непостижимого» - как учат каббалисты. В такой ориентации могут мыслить Бога и посвященные оккультизма. Но современный оккультизм – профанный, ориентированный на массы и доступный массам, создающим свою эклектику. Здесь понимание Единого Бога более всего ассоциируется с буддистским «абсолютом».
Итак, где нет истинного Христа, исповедуемого Православием, там монотеизм – ложный, и любая исходящая из него картина мира является ложью, магией или просто утопией. Все «тонкие энергии» - исключительное проявление инфернального, демонического мира, а любые космологические или антропологические построения – прямое творчество демонов, реализуемое через сознательно или несознательно служащих им людей (вопрос о природе разумных научных изысканий – отдельный).
Отвергнув или не приняв Сына Божия, невозможно правильно исповедовать монотеизм, тем более навеки остаться «детьми» Всевышнего – истинного Единого Бога.
Для всего либерального сознания, как в обществе, так и в личности, как в религиозном пространстве, так и вне его – это вопиюще неприемлемый аргумент.
Некоторая «дипломатичность» предлагаемого ответа продиктована объемностью вопроса. Все сразу невозможно понять. Но сами эти заблуждения в отношении конкретного человека можно рассматривать не как «принципиальную ересь», а как общий признак, пропитавший апостасийный мир, свойственный абсолютному большинству людей этого мира и изживаемый вхождением в мир святоотеческого миропонимания.