Гомеопатия и православная церковь
Большое содействие в развитии гомеопатии в Российской империи оказывала Православная Церковь, участвуя в открытии больниц и обществ. Многие священники, особенно в отдаленных провинциях, занимались гомеопатическим лечением больных.
Необходимо заметить, что Православная Церковь всегда имела большое значение в развитии медицины со времен Крещения Киевской Руси и до сегодняшних дней. Вместе с распространением православной веры из Византии на Киевскую Русь пришли научные и медицинские знания, которые принимались в основном духовенством Церкви, что, несомненно, обогащало и развивало существующие методы медицинской помощи. Лечением больных занимались в то время по преимуществу монастыри, особенно во времена войн, эпидемий, стихийных бедствий. Такие больницы выполняли не только лечебные функции, деятельность их была намного шире. Они часто являлись приютами и убежищами для обездоленных, немощных, становились институтами воспитания осиротевших детей. В монастырских стенах страждущие спасали не только свое тело от болезней, но и больную душу, надеясь и прося исцеления и спасения у Бога. Вся деятельность монастырей носила благотворительный характер. Вплоть до XVIII века монастыри были единственным местом, где оказывалась медицинская помощь.
В служении больным людям многие верующие видели спасение своей души, а врачебное искусство почитали одной из самых значимых христианских добродетелей, в оказании помощи страждущим прислушиваясь к словам Священного Писания:
«' Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его,... 2 и от Вышнего — врачевание... 4 Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими...6Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: 7 ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. s Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. 9 Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. 10 Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце....12 и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. 13 В иное время и в их руках бывает успех; 14 ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (1 — КНИГА ПРЕМУДРОСТИ ИИСУСА, СЫНА СИРАХОВА, 38 гл.).
Лечением больных занимался патриарх Никон, собственноручно приготавливая лекарства.
Отметить надо также роль Церкви в искоренении из методов лечения суеверных тенденций, которыми были наполнены предыдущие столетия. Задача была непростой. Необходимо было отделить действительно практические способы лечения от оккультных, наносящих вред как телу, так и душе. Почти шесть веков со времени Крещения Киевской Руси шел этот нелегкий процесс. Таким образом, формировались научное мировоззрение, одной из задач которого было вычищение оккультных мистических практик от полезных сведений. Конечно, не всегда однозначно положительным был этот путь, несомненно, были допущены и ошибки. Все же со временем истинные знания занимали свою нишу в сокровищнице науки.
К концу XVII столетия в России стали возникать медицинские школы. Однако кандидатов на поступление в них было немного, так как эти школы требовали базовых знаний предметов, в том числе и латинского языка, поэтому поступающие в эти медицинские учебные заведения часто были выходцами из духовных академий Киева и Москвы. Кроме того, в самих стенах Духовных образовательных учреждений учащиеся изучали в течение двух лет курс медицины, включавший в себя анатомию, Физиологию, общую патологию, терапию, фармакогнозию. Занятиям священников медициной способствовали также доверительные отношения, складывающиеся у пастырей со своими прихожанами, нужды и недостатки которых были им известны как никому другому. В ответ священнослужители получали уважение, чувство признательности от своих духовных чад. Среди священников часты были династии, и знания отца передавались по наследству сыну, закрепляясь и совершенствуясь как семейная традиция, что, несомненно, сыграло свою положительную роль.
Помощь городским больным в XVIII веке уже оказывали в специально построенных для этого больницах с врачами-профессионалами. В деревенской же местности лечение было уделом священников и сельской интеллигенции.
Появление отечественной гомеопатии сразу привлекло внимание духовенства своей эффективностью, недорогими лекарствами, безвредностью и доступностью.
Священники в городах часто становились членами гомеопатических обществ, занимаясь организационными и теоретическими вопросами. Именно среди сельских священнослужителей возник интерес к практической гомеопатии, особенно во время эпидемии холеры в 30-х годах XIX века. В этой ситуации гомеопатия благополучно развивалась как надежная, быстрая и недорогая медицина.
С 60-х годов XIX века взаимоотношения между гомеопатами и церковнослужителями Православной Церкви выходят на более новый качественный уровень. Это было связано с усилением влияния гомеопатической школы в России. Имеющаяся земская медицина не справлялась с нагрузкой лечения больных в отдаленных провинциях, процент жителей которых в дореволюционной России был велик по отношению к городскому населению, и часто прибегала к сотрудничеству с деревенскими священниками. Конечно, не всегда обходилось без небезосновательных конфликтных ситуаций. Врачи-гомеопаты восполняли пробелы в образовании духовенства и помогали священникам организацией для них курсов по гомеопатии, выпуском книг и руководств для лечения в сельских условиях. В аптеках выпускали специальные аптечки для оказания помощи больным в отдаленных местах, лишенных врачебной медицинской помощи.
Особая роль в распространении гомеопатии отводилась миссионерам, которые вместе с несением на непросвещенные территории Евангелия привносили принятые ими принципы гомеопатического лечения, оказавшегося высокоэффективным в практическом применении. Так, распоряжением архиепископа Иркутского Иннокентия (который вскоре стал членом санкт-петербургского Общества последователей гомеопатии) священники покупали и раздавали гомеопатические аптечки и руководства для распространения среди миссионеров.
Среди архиереев Православной Церкви были и председатели гомеопатических обществ, например, епископ Семипалатинский Киприан.
В 1860 году доктор В. Дерикер выпустил брошюру «О знахарях и врачебной помощи в деревнях. Священникам и грамотным людям о домашнем лечении в народе». Брошюра неоднократно переиздавалась благодаря положительному и мощному общественному отклику. В течение десяти последующих лет Дерикер издал около 15 книг-лечебников, написанных живым и понятным языком, послуживших отличными пособиями по самолечению гомеопатией и оказанию помощи ближним.
Гомеопатический журнал санкт-петербургского Общества последователей гомеопатии в 1883 году писал о том, что постепенно гомеопатия стала домашней (усадебной) медициной, весьма распространенной в провинциях России благодаря помещикам и священникам. Сотни священников губерний Уфы, Вятки, Оренбурга успешно помогали сельским жителям гомеопатией. К примеру, в г. Белеве Тульской губернии земство поддержало и ввело гомеопатию как более дешевый вид медицинской помощи, выделив для этого 150 рублей в 1869 году, которые отданы были 19 священникам, занимающимся лечением больных. Результаты такого нововведения были впечатляющие, удалось даже победить болезни, прежде считавшиеся неизлечимыми, и земство в течение 25 лет поддерживало это начинание (Б. Веселовский «История земства за 40 лет»).
Все большее количество священнослужителей Православной Церкви обращалось к гомеопатии. Результаты гомеопатического лечения, предпринимаемого духовенством, публиковали в гомеопатических изданиях, например, случай, описанный в «Гомеопатическом Вестнике» 1887 года харьковским священником Димитрием Матвеевым, который был приглашен для разрешительной молитвы к роженице, находящейся при смерти. После молитвы отец Димитрий, осмотрев пациентку, назначил ей Secale cornutum частыми приемами. К утру роды благополучно закончились, женщина осталась живой.
Многие священники являлись подписчиками гомеопатических изданий. Во время сбора средств на сооружение памятника Ганеману значительную сумму пожертвовало духовенство Православной Церкви Митрополит Серафим (Чичагов), врач по образованию, ныне прославленный Церковью как священномученик, был талантливым гомеопатом. В его медицинских трудах говорится, что медицина состоит из трех частей: аллопатии, гомеопатии и гидропатии. Сразу же следует оговорить, что эти высказывания опубликованы в конце XIX века, после того как получили известность сочинения Кнейпа о пользе водолечения (гидропатии). По мнению Владыки Серафима, врач должен знать одинаково хорошо как аллопатию, так и гомеопатию, чтобы лечить больного быстро и безопасно. Как аллопатия, так и гомеопатия, имеют свои пределы возможностей. Это как два брата-близнеца, которые в чем-то схожи, но в то же время имеют и свой характер, и свои особые черты. Для больного человека, по большому счету, совершенно безразлично, каким способом (аллопатическим или гомеопатическим) его вылечит врач, лишь бы быстрее и без ущерба для общего состояния здоровья. В последнее время добавился еще и такой фактор, как денежный, поэтому лечение должно быть еще и максимально дешевым.
Святитель Феофан Затворник, святой Православной Церкви, призывал своих духовных чад лечиться гомеопатией:
«...Я посмотрел у гомеопатов. Они не робеют пред этой болью. Главное у них — Аконит, Белладонна, Колоцинт, Хамомилла, Меркурий. Но когда доктор указал свои средства — это все одно. Благодушествуйте!
Да приблизится к вам Матерь Божия с помощью и Ангелы Хранители ваши да покроют вас крылами своими!..» («Болезнь и смерть» (№ 1382 письмо 1368 вып.8 стр. 58).
«...Но вы все болеете. Хотите прибегнуть к гомеопатии? Добре! Слышу, что крупинки многим помогают. У меня берут и будто получают пользу. Книг по этой части куча... Вот вам крупинки — Aconit и Belladonna — принимать попеременно... Во время припадков... через — 1, 2, 3 часа... А не во время припадков, если есть охота, — одно утром, другое вечером... Прием: одна крупинка на чайную ложку...» (Из собрания писем Святителя Феофана).
«Какова гомеопатия! Где аллопатия в продолжении пяти недель не имела успеха, она ощутительное сказала действие в полдня. Памятник ей надо воздвигнуть» (Собрание писем 1898—1902 годов, 580, IV).
В первом томе полного собрания сочинений святителя Игнатия Брянчанинова, содержащем сведения о жизни святого, находятся следующие сведения:
«С 9 часов принимался за дела, или выходил к Литургии, или осматривал производящиеся работы; принимал посетителей, по
большей части крестьян больных, пользовавшихся от Владыки медикаментами (гомеопатией). Таких больных стекалось очень много; один из келейников записывал их имена в книгу, лета и род болезни, а Владыка отмечал, какое кому дать лекарство, число приемов и диету, если таковая оказывается нужной. Лечение шло успешно, но через три года было прекращено по причине многолюдного стечения больных, нарушавших уединение святителя».
Старец Спасо-Елеазаровской пустыни, схиархимандрит Гавриил также давал больным капли и крупинки, многих вылечивая от серьезных и тяжелых заболеваний. Сам он тоже любил гомеопатию и часто прибегал к ней. Помимо лекарственной помощи, старец лечил своих духовных детей словами утешения, советами, сердечной и теплой молитвой, чем спасал многих от психических недомоганий.
При освящении аптеки и лечебницы в октябре 1892 года в Санкт-Петербурге протоиерей Иоанн Кронштадтский произнес следующюю речь:
«Ваше учреждение или ваш метод лечения болезней,— сказал о. Иоанн, — имеет своим девизом пословицу древних мудрецов-гомеопатов: similia similibus curantur — метод самый разумный и верный. Сама Божественная Премудрость не нашла более верного средства к уврачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным. И вот Творец Сам снисшел к Своей твари, восприяв на Себя всю природу человека, кроме греха и страсти его: Бог сделался человеком, не переставая быть Богом, и Свое совершенное человечество, соединенное с Божеством, как целебный пластырь к ране — прилагает к острупленному грехом и болезнями человечеству, предлагая душам грешным Свой Богочеловеческий пример и Свои целебные и блаженные заповеди, тела же врачуя Своею Божественною Десницею, или одним творческим словом, или приложением подобного к подобному, например, брения, составленного из земли и Своей животворной слюны, к очам слепого. Перед вознесением Своим от земли на небо Он установил на все века для действеннейшаго врачевания грешнаго человечества величайшее таинство причащения пречистаго Тела и Крови Своей, соединенных с Божеством...
Значит, друзья, вы в Самом Богочеловеке имеете пример врачевания подобного подобным. Да будет же всегда вашим всесильным и помощником при ваших общеполезных действиях Сам Богочеловек и Всемогущий Творец и Врач болящего тлением человечества!
Конечно, мы не сомневаемся, что немало найдется такового сорта поборников «науки», которые поглумятся над тем, что за аргументами для подкрепления авторитета гомеопатии мы обратились в «некомпетентные» по вопросам «науки» сферы, и, зажмуривши свои глаза и зажавши уши, будут твердить слова: «предрассудок», «суеверие», «невежество»... Но не для них и не для полемики с ними предназначается речь эта. Она предназначается исключительно в интересах истины, вольно и невольно затемняемой в сознании лиц, мало знакомых с делом, но вместе с тем не настолько уже предубежденных, чтобы смотреть и ничего не видеть, чтобы слушать и ничего не слышать».
Протоиерей Иоанн Кронштадтский состоял почетным членом нескольких гомеопатических обществ.
В период до начала Первой мировой войны в приходах Российской Православной Церкви служило около 50 тысяч священников. Треть из них была на Украине. По приблизительным подсчетам гомеопатией из них занималось около 4—5 тысяч.
В тяжелые для Православной Церкви и гомеопатии годы постреволюционной эпохи, невзирая на репрессии и гонения, союз гомеопатов и священства держался прочными нитями.
Из книги «Женская Оптина Аносина монастыря» (летопись Борисо-Глебского монастыря) («Паломник», 1947 г.):
«Мы под руководством врачей-гомеопатов Грузинова и Соколова Дмитрия Петровича (1932) приготовляли лекарство и лечили сестер и приходивших за медицинской помощью крестьян». Соколов Д.П. — врач, лечил Алексея Мечева и всю его семью, прихожан храма Святителя Николая Чудотворца в Клениках на Маросейке, пел там на клиросе.
Старец Серафим (Вырицкий), прославленный Церковью святой, возносил молитвы о приезжавших к нему больных и благословлял обращаться к врачам-гомеопатам за помощью.
В наше время восстанавливается союз гомеопатии и Православной Церкви в России, Украине и других государствах — бывших союзных республиках. Среди священников, монахов и верующих имеются врачи, обучившиеся дополнительно методу гомеопатии и успешно применяющие его в лечебной практике. Многие священники поддерживают гомеопатию и благословляют своих прихожан прибегать к ее помощи.
«Гомеопатия — это вполне естественное лечение и вполне приемлемое с духовной точки зрения» (священник Андрей Лоргус)
http://m.doktornarabote.ru/group/380/publication/154719 Слава Ісусу Христу.
"Молитва є зустріччю з Богом. Милостиня - зустріччю з ближнім. Піст - це зустріч з самим собою".
Блаженнійший Любомир Гузар