Грандиозный католический скандал на Руси без срока давности
Додано: 03 листопада 2009, 13:05
Грандиозный католический скандал на Руси без срока давности и взлет Русской Империи
В этом году исполняется (исполнилось) 530 лет грандиозному католическому скандала на Руси - уходу Католической Церкви византийского обряда в Литве-Руси и Польше от Святого Престола под омофор Константинопольского Патриархата.
Дата спорно, поскольку одни источники указывают, что событие совершилось в 1467 году, другие в 1469, третьи в 1470, но как бы, не расходились историки в оценках точной датировки события, бесспорно, то, что оно свершилось.
В то время главой Католической Церкви византийского обряда в Литве-Руси и Польше был митрополит Григорий II (Болгарин).
Как написано во втором томе Католической Энциклопедии, выпущенной в издательстве Францисканцев в Москве в 2005 году в статье посвященной митрополиту и кардинала Исидора Киевскому: «В июле +1458 Исидор по согласованию с Папой Каликстом III отказался от Киевской митрополичьей кафедры в пользу своего ученика Григория II, который был утвержден в должности митрополита Папой Пием II 3.09.1458 ».
Исидор был первым католическим митрополитом на Руси и ему посвящена большая статья в Католической Энциклопедии, Григорий II (Болгарин) был вторым и последним католическим митрополитом на Руси в XV веке. И о нем нет отдельной статьи в Католической Энциклопедии, о нем написано вкратце лишь в материалах посвященных второй персонажам.
В то же время в Католической Энциклопедии есть много статей, посвященных отдельным русским (польским и так далее) католическим священникам и мирянам. Чем же так не поглянулся католический митрополит Григорий II (Болгарин) Католической Энциклопедии?
Отметим, что попечительский совет Католической Энциклопедии возглавлял тогда (в 2005 году - Zarusskiy.Org) митрополит Тадеуш Кондрусевич, председатель Конференции католических епископов России. В составе совета был кардинал Поль Пупар, председатель Папского Совета по культуре и еще немало кардиналов и архиепископов, в том числе архиепископ Антонио Меннины, Апостольский нунций, представитель Святого Престола в России и архиепископ Иван Юркович, Апостольский нунций, представитель Святого Престола на Украине.
В общественно-научном совете было целое собрание российских академиков, а также директоров некоторых крупнейших библиотек страны.
О человеке, возглавлявший тогда редакционный совет, умолчу, поскольку его, увы, уже нет среди нас. Заместителем редакционного совета был В.Л. Задворный, ответственным секретарем А. В. Юдин. Редакторами научных разделов по экуменизме о.Эрнст Христофор Суттнер, по всемирной истории О. Ф. Кудрявцев, Е. С. Токарева, по истории России И.В. Семененко-Басина.
И вот кто-то из них, возможно не один человек, а некое коллективное собрание уважаемых лиц, определяющих отбор персоналий для Католической Энциклопедии, решил (или решили, что второму и последнему главе Католической Церкви византийского обряда в Литве-Руси и Польше в XV веке не стоит посвящать отдельной статьи.
Почему? Ответ лежит на поверхности, логику лица (или лиц) вычеркнувших главу Католической Церкви византийского обряда в Литве-Руси и Польше из Католической Энциклопедии легко понять, если по второму, светским и православным источникам познакомиться с тем, что было после 1458 года с киевским митрополитом Григорием II (болгарином.
Вот как пишет об этом русского историка Николай Борисов в своей книге «Иван III»: «Церковный спор вновь обострился в 1470 году. Литовский митрополит-униат Григорий неожиданно объявил о своем разрыве с Римом. Он обратился к патриарху через своего посла с покаянием и прошением принять его под юрисдикцию Константинополя ».
Повторюсь, дата 1470 год - спорно, вряд ли корректно, как говорит господин Борисов, называть киевского митрополита - литовским, однако как бы спорно или может быть не очень корректно, русского историка не говорил об этом событии, он о нем говорит, в отличие от Католической Энциклопедии. И это пощечина том уважаемому лицу (или лицам) которое принимало решение об игнорировании одного из ключевых событий в истории Католической Церкви на Руси в Католической Энциклопедии, пощечина, которую это лицо нанесло само себя и современной Католической Церкви в России, Украине, Белоруссии, Литве и Польше.
Отметим, что по данным ряда источников, к Константинопольский Патриарх обратился не только киевский митрополит Григорий II (Болгарин), но и вместе с ним великий князь Литвы, Руси и Жмудь (и король Польши) католик Казимир.
В Католической Энциклопедии есть статьи о многих польских королях, но статьи о короле Казимир Ягеллонов, конечно же, нет. Лицо (или лица) принимающее решение трогательно позаботилось о русских католиках и всех читающих католическую Энциклопедию на русском языке, ведь «ведь многие знания, многие печали».
Разумеется, бегство от очень неприятного вопроса о том, что возможно католики Литвы и Руси (и частично может быть Польши) в первую очередь сами ответственны за крушение дела восстановления христианского единства на Руси, в Литве и Польше в XV веке проявляется в Католической Энциклопедии и в других формах. Например, в статье об Исидор Киевском утверждается, что: «Провозглашая унию в Польше и в Великом княжестве Литовском, Исидор не встретил сопротивления», но, увы, разумеется, умалчивается о том, что позднее вернувшись в Рим кардинал Исидор возбуждал дело против католического епископа Вильны Матвея, считая (по данным греко-католического историка о.Анастасия Великого) его главным виновником провала христианского воссоединения на Руси, в Литве и Польше. Католического епископа Вильны (столицы Литвы, Руси и Жмудь), а не великого московского князя Василия II и его матушку, великую княгиню-мать Софью Витовтовну, Исидор (по мнению греко-католического историка о.Анастасия Великого) считал главным виновным в провале христианского воссоединения .
Зачем о таких событиях, как возбуждении дела кардиналом Исидор против Виленский католического епископа Матвея знать русским католикам и читателям Католической Энциклопедии, когда и так все понятно: католические власти Польши и Литвы (а тем более католические епископы Литвы и Польши) всегда правы, а власть в Москве всегда неправа. Легко и просто. А если вдруг факты иногда, хотя бы иногда говорят о другом, то Католическая Энциклопедия спрячет эти факты. Вот только Католическая ли она после этого? Может некоторые ее разделы корректнее было бы назвать как-то по-другому? Скажем приложением к Католической Энциклопедии мнения отдельных поляков, литовцев и находящихся под их влиянием русских о том, что литовцы, поляки и русские, находящиеся под их влиянием всегда правы, а другие русские всегда не правы.
Разумеется, вопрос об отказе от христианского единства в Литве, Руси и Польше - это не вопрос для одной маленькой статьи. Проблема, в которой в тугой узел завязаны политические и религиозные страсти нескольких современных народов: поляков, литовцев, русских, украинцев, белорусов, многих представителей Католической и Православной Церкви слишком сложна, чтобы о ней сказать в двух словах.
Отметим лишь три момента.
Первое, безусловно, истину стоит искать. В том числе и в интересах Католической Церкви, в том числе в России, на Украине, Белоруссии, Литве, Польши, и в интересах будущего Православной Церкви, и обществ России, Украины, Белоруссии.
Второе, внешняя парадоксальность ситуации, когда католики в Литовско-русской власти, причем не только великий князь Литвы, Руси и Жмудь (и король Польши) Казимир, фактически выступали против линии Святого Престола на христианское воссоединение, легко объясняется земными интересами власти в Вильне. В частности борьбой панской знать Литвы против князей Литвы-Руси за власть. Панская, католическая (иногда схизматическая - Zarusskiy.Org) знать использовала конфессиональные барьер против православных Гедиминович и Рюриковичей. В том случае если бы христианское единство было восстановлено и конфессиональные барьер рухнул, вчерашние православные Гедиминович и Рюриковичи могли бы легко оттеснять панскую знать, знать второго уровня от власти в Вильне.
Третье, отказ от христианского единства - это начала конца Великого княжества Литвы, Руси и Жмудь, как сильного государства. По сути Вильна сама отдала Москве роль центра будущей огромной восточноевропейской Империи. Во многом именно решения Виленский панов оказаться от христианского единства, решения сначала в начале 40-х годов XV века, а затем, окончательно в конце 60-х годов того же века дали старт взлету Русской Империи с центром в Москве. Поскольку отказ панской знать Вильны от христианского единства - это начало развала Литвы, Руси и Жмудь. Паны сохранили свою власть в Вильне ценой деградации государства созданного не столько ими, сколько князьями.
http://www.zarusskiy.org/russ/2009/11/02/skandal/
В этом году исполняется (исполнилось) 530 лет грандиозному католическому скандала на Руси - уходу Католической Церкви византийского обряда в Литве-Руси и Польше от Святого Престола под омофор Константинопольского Патриархата.
Дата спорно, поскольку одни источники указывают, что событие совершилось в 1467 году, другие в 1469, третьи в 1470, но как бы, не расходились историки в оценках точной датировки события, бесспорно, то, что оно свершилось.
В то время главой Католической Церкви византийского обряда в Литве-Руси и Польше был митрополит Григорий II (Болгарин).
Как написано во втором томе Католической Энциклопедии, выпущенной в издательстве Францисканцев в Москве в 2005 году в статье посвященной митрополиту и кардинала Исидора Киевскому: «В июле +1458 Исидор по согласованию с Папой Каликстом III отказался от Киевской митрополичьей кафедры в пользу своего ученика Григория II, который был утвержден в должности митрополита Папой Пием II 3.09.1458 ».
Исидор был первым католическим митрополитом на Руси и ему посвящена большая статья в Католической Энциклопедии, Григорий II (Болгарин) был вторым и последним католическим митрополитом на Руси в XV веке. И о нем нет отдельной статьи в Католической Энциклопедии, о нем написано вкратце лишь в материалах посвященных второй персонажам.
В то же время в Католической Энциклопедии есть много статей, посвященных отдельным русским (польским и так далее) католическим священникам и мирянам. Чем же так не поглянулся католический митрополит Григорий II (Болгарин) Католической Энциклопедии?
Отметим, что попечительский совет Католической Энциклопедии возглавлял тогда (в 2005 году - Zarusskiy.Org) митрополит Тадеуш Кондрусевич, председатель Конференции католических епископов России. В составе совета был кардинал Поль Пупар, председатель Папского Совета по культуре и еще немало кардиналов и архиепископов, в том числе архиепископ Антонио Меннины, Апостольский нунций, представитель Святого Престола в России и архиепископ Иван Юркович, Апостольский нунций, представитель Святого Престола на Украине.
В общественно-научном совете было целое собрание российских академиков, а также директоров некоторых крупнейших библиотек страны.
О человеке, возглавлявший тогда редакционный совет, умолчу, поскольку его, увы, уже нет среди нас. Заместителем редакционного совета был В.Л. Задворный, ответственным секретарем А. В. Юдин. Редакторами научных разделов по экуменизме о.Эрнст Христофор Суттнер, по всемирной истории О. Ф. Кудрявцев, Е. С. Токарева, по истории России И.В. Семененко-Басина.
И вот кто-то из них, возможно не один человек, а некое коллективное собрание уважаемых лиц, определяющих отбор персоналий для Католической Энциклопедии, решил (или решили, что второму и последнему главе Католической Церкви византийского обряда в Литве-Руси и Польше в XV веке не стоит посвящать отдельной статьи.
Почему? Ответ лежит на поверхности, логику лица (или лиц) вычеркнувших главу Католической Церкви византийского обряда в Литве-Руси и Польше из Католической Энциклопедии легко понять, если по второму, светским и православным источникам познакомиться с тем, что было после 1458 года с киевским митрополитом Григорием II (болгарином.
Вот как пишет об этом русского историка Николай Борисов в своей книге «Иван III»: «Церковный спор вновь обострился в 1470 году. Литовский митрополит-униат Григорий неожиданно объявил о своем разрыве с Римом. Он обратился к патриарху через своего посла с покаянием и прошением принять его под юрисдикцию Константинополя ».
Повторюсь, дата 1470 год - спорно, вряд ли корректно, как говорит господин Борисов, называть киевского митрополита - литовским, однако как бы спорно или может быть не очень корректно, русского историка не говорил об этом событии, он о нем говорит, в отличие от Католической Энциклопедии. И это пощечина том уважаемому лицу (или лицам) которое принимало решение об игнорировании одного из ключевых событий в истории Католической Церкви на Руси в Католической Энциклопедии, пощечина, которую это лицо нанесло само себя и современной Католической Церкви в России, Украине, Белоруссии, Литве и Польше.
Отметим, что по данным ряда источников, к Константинопольский Патриарх обратился не только киевский митрополит Григорий II (Болгарин), но и вместе с ним великий князь Литвы, Руси и Жмудь (и король Польши) католик Казимир.
В Католической Энциклопедии есть статьи о многих польских королях, но статьи о короле Казимир Ягеллонов, конечно же, нет. Лицо (или лица) принимающее решение трогательно позаботилось о русских католиках и всех читающих католическую Энциклопедию на русском языке, ведь «ведь многие знания, многие печали».
Разумеется, бегство от очень неприятного вопроса о том, что возможно католики Литвы и Руси (и частично может быть Польши) в первую очередь сами ответственны за крушение дела восстановления христианского единства на Руси, в Литве и Польше в XV веке проявляется в Католической Энциклопедии и в других формах. Например, в статье об Исидор Киевском утверждается, что: «Провозглашая унию в Польше и в Великом княжестве Литовском, Исидор не встретил сопротивления», но, увы, разумеется, умалчивается о том, что позднее вернувшись в Рим кардинал Исидор возбуждал дело против католического епископа Вильны Матвея, считая (по данным греко-католического историка о.Анастасия Великого) его главным виновником провала христианского воссоединения на Руси, в Литве и Польше. Католического епископа Вильны (столицы Литвы, Руси и Жмудь), а не великого московского князя Василия II и его матушку, великую княгиню-мать Софью Витовтовну, Исидор (по мнению греко-католического историка о.Анастасия Великого) считал главным виновным в провале христианского воссоединения .
Зачем о таких событиях, как возбуждении дела кардиналом Исидор против Виленский католического епископа Матвея знать русским католикам и читателям Католической Энциклопедии, когда и так все понятно: католические власти Польши и Литвы (а тем более католические епископы Литвы и Польши) всегда правы, а власть в Москве всегда неправа. Легко и просто. А если вдруг факты иногда, хотя бы иногда говорят о другом, то Католическая Энциклопедия спрячет эти факты. Вот только Католическая ли она после этого? Может некоторые ее разделы корректнее было бы назвать как-то по-другому? Скажем приложением к Католической Энциклопедии мнения отдельных поляков, литовцев и находящихся под их влиянием русских о том, что литовцы, поляки и русские, находящиеся под их влиянием всегда правы, а другие русские всегда не правы.
Разумеется, вопрос об отказе от христианского единства в Литве, Руси и Польше - это не вопрос для одной маленькой статьи. Проблема, в которой в тугой узел завязаны политические и религиозные страсти нескольких современных народов: поляков, литовцев, русских, украинцев, белорусов, многих представителей Католической и Православной Церкви слишком сложна, чтобы о ней сказать в двух словах.
Отметим лишь три момента.
Первое, безусловно, истину стоит искать. В том числе и в интересах Католической Церкви, в том числе в России, на Украине, Белоруссии, Литве, Польши, и в интересах будущего Православной Церкви, и обществ России, Украины, Белоруссии.
Второе, внешняя парадоксальность ситуации, когда католики в Литовско-русской власти, причем не только великий князь Литвы, Руси и Жмудь (и король Польши) Казимир, фактически выступали против линии Святого Престола на христианское воссоединение, легко объясняется земными интересами власти в Вильне. В частности борьбой панской знать Литвы против князей Литвы-Руси за власть. Панская, католическая (иногда схизматическая - Zarusskiy.Org) знать использовала конфессиональные барьер против православных Гедиминович и Рюриковичей. В том случае если бы христианское единство было восстановлено и конфессиональные барьер рухнул, вчерашние православные Гедиминович и Рюриковичи могли бы легко оттеснять панскую знать, знать второго уровня от власти в Вильне.
Третье, отказ от христианского единства - это начала конца Великого княжества Литвы, Руси и Жмудь, как сильного государства. По сути Вильна сама отдала Москве роль центра будущей огромной восточноевропейской Империи. Во многом именно решения Виленский панов оказаться от христианского единства, решения сначала в начале 40-х годов XV века, а затем, окончательно в конце 60-х годов того же века дали старт взлету Русской Империи с центром в Москве. Поскольку отказ панской знать Вильны от христианского единства - это начало развала Литвы, Руси и Жмудь. Паны сохранили свою власть в Вильне ценой деградации государства созданного не столько ими, сколько князьями.
http://www.zarusskiy.org/russ/2009/11/02/skandal/