Пермакультура (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
«Пермакультура» (от англ. permaculture — permanent agriculture — «Перманентное сельское хозяйство») — это система проектирования для cоздания жизнеспособных окружающих человека сред. Изобретателем пермакультуры является тасманийский профессор биогеографии Билл Моллисон, который получил медаль Вавилова за значительный вклад в сельскохозяйственную науку. В 1974 году он и Дэвид Холмгрен изобрели концепцию, которая получила название «перманентная агрокультура», или «пермакультура». Как учёный сам определяет это понятие, пермакультура — это «система дизайна, цель которого состоит в организации пространства, занимаемого людьми, на основе экологически целесообразных моделей». При этом его разработки касаются не только выращивания пищи, но строений и инфраструктуры, а также всех компонентов окружающего мира.
Также параллельно им, к подобным выводам пришли практики естественного земледелия Масанобу Фукуока в Японии и Зепп Хольцер в Австрии.
Принципы пермакультуры фокусируются на разумном проектировании маломасштабных интенсивных систем, которые являются эффективными по вложенному труду и используют биологические ресурсы вместо ископаемого топлива.
Основой пермакультуры является дизайн. Дизайн, в свою очередь, это — взаимосвязь компонентов. Поэтому, в основе системы — не вода, земля, дерево, кустарники или животные сами по себе, а то, как эти вещи соединены между собой.
История
Франклин Хирам Кинг придумал термин «перманентная агрокультура» (permanent agriculture) в своей книге 1991-го года «Фермеры 4-х тысячелетий или Перманентаня Агрокультура в Китае, Корее и Японии» (Farmers of Forty Centuries|ers of Forty Centuries: Or Permanent Agriculture in China, Korea and Japan). В контексте книги под этим термином понимается агрокультура с неистощаемыми ресурсами.
В 1929 Джозеф Рассел Смит использовал термин в подзаголовке книги «Лесозаготовки: Перманентная агрокультура» (Tree Crops: A Permanent Agriculture),[1] в которой они изложил свой длительный опыт с фруктами и орехами. В 1950 вышло исправленное и дополненное издание[2]. Смит замечал: «Лес – поле – плуг – пустыня» – таков цикл холмов под влиянием глубокой вспашки… Когда мы развиваем агрокультуру подходящим образом мы получаем почти вечную плодоносящую землю»"[2]. Смит смотрел на мир как на всеобщее взаимодействие, предполагал связь деревьев с растущими под ними растениями.
Работа Говарда Т. Одума имела также влияние на пермакультуру на раннем этапе, особенно для Хольмгрена[3]. Одум сосредоточился на системе экологии, в частности «Принципе максимальной мощности», который утверждает, что природные системы стремятся к максимизации энергии во всей системе. Например, общее количество тепла в лесу очень высоко, вместе с массой растений и животных. Это эффективный конвертёр солнечного света в биомассу. С другой стороны, пшеничное поле имеет намного меньше энергии и часто нуждается в большем её количестве, иначе говоря, удобрении.
Отличие пермакультуры постоянной саморегуляцией поддерживал австралиец Йоменс П.А. в своей книге 1973-го года «Вода для каждой фермы» (Water for Every Farm)[4], который ввёл метод использования земли в Австралии в 1940-х. основанный на наблюдении и частично на его понимании геологии. Йоменс ввёл технику контурного дизайна как способ распределения воды, на основе которого Хольмгрен основал своё экопоселение
Другие ранние влияния: работы Эстеры Динс, одна из первооткрывателей метода садоводства без глубокой вспашки, и Масанобу Фукуока, который пропагандировал этот же метод в Японии в конце 1930-х.
Недавние влияния: Система «Овобщная Аквакультура с Использованием Животных» во Вьетнаме, поддерживаемая правительством.
Моллисон и Хольмгрен
В середине 1970-х австралийцы Билл Моллисон и Давид Хольмгрен начали развивать идеи о стабильных системах агрокультуры. Причиной этому послужил стремительный рост истощения земель и водных ресурсов методами современной агрокультуры, уничтожающими биоразнообразие и миллиарды тонн верхнего слоя почвы с ранее плодородных земель. Свои идеи они начали с издания книги «Пермакультура, ч. 1» в 1978 г. Далее они развивали идеи, создавая сотни сайтов о пермакультуре и собирая более детальную информацию для последующих книг. Моллисон вёл лекции в более чем 80 странах, обучая сотни студентов своему 2х-недельному курсу природного дизайна. К началу 1980-х идеи расширились от земледелия до экопоселений. К середине 1980-х многие студенты после практики стали сами обучать других, и в скором времени в сотне странах появились пермакультурные группы, сообщества, институты. В 1991 году был показан 4хсерийный документальный фильм производства компании ABC «Великий земледелец» (The Global Gardener), где показывались методы применения пермакультуры во всём мире. Отрывки доступны для просмотра он-лайн на YouTube.
Дальнейшее развитие
Из Австралии пермакультура стала международным движением. Английский учитель пермакультуры Патрик Уайтфилд, автор книг «Инструкция по уходу за Землёй» и «Пермакультура в двух словах», предполагает, что сейчас пермакультура развивается в 2-х направлениях: Оригинальная и Дизайн-пермакультура.
Оригинальная стремится воссоздать природную систему для развития экосистем, очень схожих с неискусственными.
Дизайн-пермакультура (Природный дизайн) в конечном итоге не выглядит как изначальная неискусственная природная система, например, лесной сад. Также есть уклон в сторону максимизации получения, например урожая.
Элементы дизайна
Каждый элемент тщательно исследуется: зачем он нужен, что производит, его свойства. Например, цыплята – им нужна вода, умеренный микроклимат и еда, они дают мясо, яйца, перья и навоз, служащий удобрением для твёрдой почвы.
Элементы дизайна затем соединяют друг с другом так, чтобы выработки одного элемента были полезны для другого. Совместная деятельность приводит к минимизации расходов и человеческого труда. Различные дизайны появляются время от времени, становясь иногда очень сложными системами в сочетании с традиционными и новыми системами.