В ответ на страхи отца Вячеслава
В ответ на страхи отца Вячеслава
http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=76647&cf подумалось следующее:
Что должно произойти, если завтра православным скажут, что католики им братья?
Рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!
(стихиры Пасхи).
Прочитав заметку интересного батюшки, захотелось и мне себе задать вопрос. Сразу в голову пришло: «А что может произойти, если завтра православным скажут, что католики им братья?». Но гадать на кофейной гуще священнику не пристало, с одной стороны, а с другой, по опыту знаю – у нас может произойти все что угодно. С духовной точки зрения будет спасительно сформулировать вопрос и попытаться ответить на него таким образом - «А что должно произойти, если завтра православным скажут, что католики им братья?».
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надлежит взглянуть на проблему глазами Христа.
Глазами Христа через призму дарованного нам для нашего спасения Евангелия. Только такой взгляд будет непредвзятым и истинным.
Попробуем пойти от противного. Если некоторые братья православные априори считают католиков «небратьями» (мягко говоря), или врагами, то каково должно быть отношение настоящего православного христианина к «врагу» в евангельском смысле этого слова?
Слово «враг» в Новом Завете встречается 31 раз. Из них в смысле «Враг-человек-которого-Я-сейчас-не-люблю» - 6 раз. И каждый раз, когда или Сам Господь, или устами Своих Апостолов, употребляет это слово, Он обязательно прилагает к нему некий нравственный призыв, побуждение: люби, благословляй, благотвори, молись, взаймы давай не ожидая ничего, напой, накорми.( Матф.5:43-44, Лук.6:27,35, Рим.12:20,).
НИГДЕ и НИКОГДА Господь не призывал Своих верных ненавидеть, гнать, испытывать неприязнь, лгать, оскорблять и бояться врагов.
Итак, исходя из вышеизложенного, Православный-считающий-католиков-своими-врагами имеет прямое указание к действию по отношению к ним - люби, благословляй, благотвори, молись, взаймы давай, не ожидая ничего, напой, накорми.
Должен ли православный, почитающий своим Творцом и Господом Того, Кто молился за Своих распинателей вися на Кресте, прося им прощения у Отца (Лук.23:34), простить причиненное ему врагами зло? Исходя из Евангелия – однозначно «да»! Более того, есть грозное предупреждение Господа поступающим иначе – «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мар.11:25-26). Читая эти слова Господа, довольно странно слышать из уст священника: «…нам …укажут, что католики нам братья, что вся пролитая католиками наша кровь должна быть по-братски забыта». Наверное, отец-протоиерей свое недоумение и непонимание должен обратить ко Христу - как это, Господи, забыть и простить грехи и обиды, нанесенные нам католиками!? Хотя, согласно простой логике, как может православный священник приносить Бескровную Жертву Тела и Крови Господних в состоянии нежелания примириться с врагом, если для него в Служебнике, в Известии учительном, написано: «Препинaет же к достойному служeнию, и Пресвятых Таин причащeнию, и сие зело: аще кого иерeй, или диaкон уничижил есть, оскорбил же, или онепрaвдовал, и весть, яко той гневается и скорбит на него: или аще сaм иерeй и диaкон онепрaвдован, или оскорблeн сый от кого, гневается и скорбит, да не дeрзнет литургисaти: но шeд прeжде, по Господню повелению, да смирится с брaтом своим, и тaко да литургисaет.»
Да, можно честно и прямо в смирении и в покаянии склонить свою главу пред Господом и сказать Ему: «Тяжела для меня заповедь Твоя, Господи, и невыполнима, и нет во мне сил моих исполнить ее, но Ты Сам мне подай эти силы и сам мя исправи!». Можно и нужно поступить именно так! Но поднимать на знамя "священной" борьбы свое НЕЖЕЛАНИЕ исполнить заповедь Божию и бравировать этим нежеланием, да еще и становиться в позу, недостойно настоящего христианина, а тем более - священника. Да еще в период Великого Поста, когда каждый день по нескольку раз произносим дивные и отрезвляющие слова преподобного Ефрема Сирина: «…духа терпения, любве… даруй…ми зрети МОЯ прегрешения и не осуждати…»
Хотя, по правде говоря, вряд ли найдется католик, который нанес бы лично отцу Вячеславу Пушкареву в его жизни обиду такого масштаба, как его пролитая кровь. И, поэтому, вряд ли есть у отца Вячеслава нравственное и юридическое право выступать от имени тех людей, которым, может быть, такая обида когда-то и была нанесена. Я с трудом представляю себе мученика «от католиков умученнаго», душа которого бы, предстоя Престолу Господа Славы, с такой же нелюбовью и, прямо говоря, ненавистью требовала бы кары своему мучителю, как этого требуют для католиков некоторые из ныне здравствующих православных. Вы можете представить себе душу, полную злобы и злопамятства в Царствии Божием, куда ничто скверное и нечистое не войдет !?
За тысячелетие разделения между Западной и Восточной Церквами было много сложных и трагических эпизодов. Но, почему-то, за последние годы только со стороны Католической Церкви устами ее Первосвятителей неоднократно звучало - «прости!». Почему такого же «прости!» мы не слышим со стороны ныне здравствующих иерархов Православной Церкви. Ведь, несомненно, у обеих сторон есть за что попросить друг у друга прощения. Как говорит народная мудрость, в любом конфликте есть вина каждого из участников. Только лишь у приснопамятного патриарха Афинагора в свое время хватило евангельского мужества и мудрости произнести слово прощения и попросить его у католиков, за что некоторые из «слишком православных» плюют в него по сей день.
Но, слава Богу, таковых не много. Большая часть и православных, и католиков помнят тест, как сейчас модно говорить, Апостола Любви: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога,»(1Иоан.4:2,3). У них не хватит «мужества» признать друг в друге представителей вражьей, антихристовой стороны.
Большая часть и православных, и католиков готовы уже сейчас и, порой на своем уровне давно это делают, видеть друг в друге подлинных братьев и сестер. Да, есть еще стереотипы и, навязанные за века разделения, сложности в принятии друг друга. Порой мы бываем очень разными и непохожими друг на друга. Но и здесь нам на память и в утешение приходят слова великого мужа Неразделенной Церкви блаженного Августина: В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всём - любовь. И, если, наконец-то, с высоких церковных кафедр прозвучит во всю мощь, не прикровенно, не между строчек, не в уме, а открыто и ясно и громогласно – «мы подлинные и самые близкие и дорогие братья и сестры!», то сердце и православного и католика должно возрадоваться и возвеселиться!!!
«…а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.»(Лук.15:32)
Возрадоваться и возвеселиться о том, что мы, наконец-то, повзрослели и стали способны взять свою долю ответственности из заповеданного нам Господом: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня»(Иоан.17:21). Возрадоваться и возвеселиться о том, что мы, наконец-то, поняли, что «уверует мир» тогда, когда мы «да будут в Нас едино» и исполнить это повеление Господа в наших силах и возможностях!
P.S. Когда отец Вячеслав пишет: «Вы знаете?.. Мне страшно! Мне страшно, что все именно так и будет. Я ведь не из воздуха этот страх подцепил, а из выступлений наших церковных вождей самого высокого поставления.», то он имеет, наверное, ввиду следующее:
«Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион ответил на вопросы журнала «Шпигель». Ниже приводится текст беседы Владыки Илариона с корреспондентами издания.
Интервью опубликовано в №51 журнала «Шпигель» за 2009 год.
– Как Вы объясните разницу между Православной, Католической и Протестантской Церквами?
– Православную и Католическую Церкви разделяют лишь некоторые различия в богословии и в моделях церковного устройства. Так, мы не признаем верховную власть Римского Папы над другими Церквами. Однако различия между православием и католичеством не носят фундаментального характера. Мы признаем Таинства Католической Церкви. Если католический священник переходит в Православие, мы его принимаем как священника» (
http://www.mospat.ru/2009/12/14/news10180/)
После данного заявления митрополита Илариона предлагаю отцу Вячеславуи прочим братьям и сестрам - верным чадам Русской Православной Церкви, ненавидящим католиков и рассказывающим о безблагодатности и еретичности католического священства, прекратить все дискуссии на эту тему.
Митрополит Иларион официальный спикер РПЦ и имеет полномочия делать такие заявления. Тем же из верных чад РПЦ, кто так не считает, но состоит в евхаристическом и молитвенно-каноническом единстве с митрополитом Иларионом, предлагаю потребовать общецерковного осуждения взглядов и суда над митрополитом Иларионом за еретические, по их мнению, высказывания.
Если таковой суд не последует, то предлагаю прервать евхаристическое и молитвенно-каноническое общение с митрополитом Иларионом и епископами, в таковом общении с ним, митрополитом Иларионом, состоящими. По крайней мере, для верных чад РПЦ-антикатоликов это будет последовательно, честно, логично и канонично.
Если же у верных чад РПЦ-антикатоликов ни мужества, ни ума на это не хватит, то не честно и не этично дискутировать на эту тему, противореча собственным епископам, с которыми они на каждой литургии декларируют любовь и единомыслие («Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы»), а сами на деле противоречат тому, что исповедуют в Литургии. Быть оппозиционером на кухнях да в пономарках, да в Интернете,чтоб глаза оппонента не видеть – это весьма героично и «по-православному). А при встрече улыбаться да заискивать – ну это вообще «правило веры»))))
Не лукавство и лицемерие ли это?
http://arkhimtikhon.livejournal.com