Шановні друзі, Вам всім відомий документ за підписами кард. Рацінгера, Сільвестріні і Кассіді від Конгрегації Східних Церков про ініціативу подвійного сопричастя в Мелькітському Патріархаті?
Відомий. Щоби не ганяти людей в трафік, Викладу тут, на російській. Переклад. П. Парфентьева.
Конгрегация по делам Восточных Церквей
Prot. No. 251/75
11 Июня, 1997
Его Блаженству Максиму V Хакиму, Греко-Мелькитскому Католическому Патриарху Антиохии и всего Востока, Александрии и Иерусалима
Ваше Блаженство,
Новости относительно проекта "восстановления отношений" между Греко-Мелькитским Католическим Патриархатом и Православным Антиохийским Патриархатом стали причиной для различных отзывов и комментариев в рамках общественного мнения.
Конгрегация по делам вероучения, Конгрегация по делам Восточных Церквей и Папский Совет по содействию единству христиан предприняли усилия по изучению и тщательному рассмотрению областей, относящихся к их компетенции в этом отношении; и главам этих Дикастерий было поручено Святым Отцом довести некоторые соображения до Вашего Блаженства.
Святой Престол весьма заинтересован в инициативах, облегчающих путь к полному воссоединению христианских Церквей и поддерживает их. Он высоко ценит мотивы, лежащие в основании усилий, предпринимавшихся на протяжении нескольких десятилетий Греко-Мелькитским Католическим Патриархатом, пытающимся ускорить наступление столь желанного полного общения. Кодекс Канонов Восточных Церквей признает долг всякого христианина (Кан. 902), в случае Восточных Католических Церквей становящий особым долгом (munus) (Кан. 903), в осуществление которого надлежит руководствоваться "особыми нормами партикулярного права, в то время как Римская Апостольская Церковь действует как руководитель на уровне вселенской Церкви" (Кан. 904).
Это тем более верно для двух сообществ, рассматривающих себя как тесно связанные в силу уз общего происхождения и общей церковной традиции, а также имеющих большой опыт совместных инициатив, несомненно ставящих их в особую ситуацию близости.
Желание Церкви состоит в том, чтобы найти адекватные пути и средства, позволяющие продвинуться дальше по пути братского взаимопонимания, и поощрять структуры, содействующие этому движению к полноте общения.
Преследуя эти цели, Ваш Патриархат движим тем особым ощущением и знанием ситуации и опытом, которыми он обладает. Святой Престол желает сделать вклад в этот процесс, выразив некоторые соображения, которые, по его убеждению, в конечном счете помогут в дальнейшем развитии этой инициативы.
Соответствующие Дикастерии высоко ценят те общие пастырские инициативы, которые были предприняты католиками и православными, в соответствии с инструкциями, содержащимися в Правиле по применению принципов и норм по экуменизму, особенно в области христианского образования, воспитания, общих усилий в области благотворительности, и совместного участия в молитве, когда это возможно.
Что касается вопросов богословской природы, необходимо работать терпеливо и благоразумно, без торопливой опрометчивости, с тем, чтобы помочь обоим сторонам двигаться по одному пути.
Первый уровень этого взаимодействия касается языка и категорий, используемых в диалоге: надо быть очень внимательными, чтобы одно и то же слово или концепция не использовались для выражения различных точек зрения и интерпретаций исторической и вероучительной природы, и не сводилось к некоторому роду избыточного упрощения.
На следующем уровне взаимодействия необходимо, чтобы содержание диалога не ограничилось лишь двумя непосредственными участниками: Греко-Мелькитским Католическим и Антиохийским Православным Патриархатами, но включало и те конфессии с которыми эти два Патриархата находятся в полном общении: католическое сообщество для первого и православное для последнего. Даже православные церковные власти Антиохийского Патриархата проявили соответствующую заботу. Эти глобальные связи также позволят предотвратить риск, который некоторые инициативы, предназначенные для содействия полному общению на локальном уровне, могут стать подозрительными, несмотря на щедрые мотивы, за ними стоявшие.
Теперь обратим внимание на те элементы, которые содержатся в исповедании веры его Высокопреосвященства Кир Илии Зогби, мелькитского греко-католического архиепископа-эмерита Баалбекского, подписанном в феврале 1995 г., с которым согласились многие иерархи Греко-Католического Мелькитского Синода.
Ясно, что Ваш Патриархат является интегральной частью христианского Востока, наследие которого он разделяет. В том, что касается мелькитов греко-католиков, заявляющих о своем полном принятии учения Восточного Православия, необходимо учитывать тот факт, что Православные Церкви не находятся в полном общении с Церковью Рима, и что поэтому это принятие невозможно пока не будет достигнуто полное соответствие между исповеданием и осуществлением веры обоими сторонами. Более того, корректная формулировка веры делает необходимым ссылку не только на отдельную Церковь, но на всю Церковь Христа, не имеющую границ ни в пространстве, ни во времени.
В отношении общения с епископами Рима, мы знаем, что учение относительно первенства Римского Понтифика претерпело развитие в течение времени в рамках разъяснения веры Церкви, и должно быть сохранено во всей целостности, то есть от начала до наших дней. Достаточно помыслить о том, что подтвердили Первый Ватиканский Собор и Второй Ватиканский Собор, особенно в Догматической конституции Lumen Gentium пп. 22, 23 и в Декрете об экуменизме Unitatis Redintegratio п. 2.
Что касается способов осуществления Петрова служения в наше время, вопроса отличного от вероучительного аспекта, то верно, что Святой Отец недавно пожелал напомнить нам, что "мы можем, - конечно же, вместе, - искать те формы, в которых это служение совершало бы дело любви, признанное всеми, кого это касается" (Ut unum sint, 95); однако, если законно рассматривать эти вопросы и на местном уровне, то верно и то, что существует долг всегда осуществлять это в гармонии с видением Вселенской Церкви. Касаясь этого вопроса, подобает напомнить, что в любом случае "Католическая Церковь утверждает, что общение отдельных Церквей с церковью Рима, а их епископов - с Римским епископом, представляет собой - в Божьем замысле - необходимое условие полного и зримого общения" (Ut unum sint, 97).
Что касается различных аспектов общения в таинствах (communicatio in sacris), необходимо поддерживать постоянный диалог с тем, чтобы понимать смысл конкретных действующих норм, в свете лежащих в их основании богословских предпосылок; незрелых, односторонних инициатив следует избегать; там где конечные результаты могут быть недостаточным образом осмыслены, они могут породить серьезные последствия для других восточных католиков, особенно для живущих в том же регионе.
Коротко говоря, братский диалог, предпринимаемый Греко-Мелькитским Католическим Патриархатом сможет лучше послужить экуменическому диалогу в той степени, в какой он будет стремиться включить всю Католическую Церковь, к которой принадлежит, в шаги к достижению зрелости своего нового понимания. Есть все основания полагать, что православные в целом разделяют ту же тревогу, в связи с обязательствами общения, существующими в их собственном сообществе.
Упомянутые Дикастерии готовы сотрудничать с тем, чтобы содействовать дальнейшему обмену замечаниями и отзывами; они выражают свое удовлетворение в связи со встречами, проихошедшими по этому поводу с представителями Греко-Мелькитской Католической Церкви, и они надеются что эти встречи продолжаться и станут более интенсивными в будущем.
Не сомневаюсь, что Ваше Блаженство пожелает поделиться этими мыслями, просим Вас принять наши братские и сердечные приветствия.
Кард. Йозеф Ратцингер, Кард. Акилле Сильвестрини, Кард. Эдуардо Кассиди
Чому ж Ви тут не критикуєте ініціатив глави нашої Церкви?
Що критикувати? Виділений мною абзац , думаю, підкреслює все.
А ось коммент на це в своему листі до Антіохійської Архиєпископії Північної Америки, православного митрополита Филипа:
"Будьте уверены, что, хотя мы и молимся о единстве среди всех христиан, мы не можем и не будем входить в евхаристическое общение с неправославными, пока мы не достигнем полного единства в вере. До тех пор, пока это единство в вере не осуществлено, евхаристического общения не может быть. Мы просим вас подчиняться указаниям, которые вы получате из нашей канцелярии и от иерархов".
Тут видно ясну і недвозначну реакцію, Св.Престолу на дану ініціативу. Ось і на це повинні звертати увагу, як мані здається усі добросовісні католицькі богослови, - і в світлі цього листа принципи еп. Зогбі не можуть братися за кінцеві умови для подальшого діяння і роздумування.