Євангелізація

питання з життя Церкви/Суспільства, які не відносяться до тематики інших розділів Форуму

Модератори: Just_me, viter, Artur, ihor

Аватар користувача
andrivovk
старець
старець
Повідомлень: 2907
З нами з: 09 січня 2010, 16:49
Звідки: леополіс

Re: Реакція на гріх в контексті євангелізації

Повідомлення andrivovk » 19 жовтня 2014, 18:56

Читав колись К`єркегора (датський філософ, жив в часи Т.Шевченка)

Ось цікаві міркування із його книги "Евангелие страданий", якраз стосуються нашої теми.

Код: Виділити все

Когда человек из страха перед людьми, из
стремления к мирским преимуществам 
трусливо и подло стыдится обнаружить перед миром,
кого он любит, это, конечно, характеризует
его самым мерзким и вызывающим презрение
образом; когда человек из страха перед 
людьми, из стремления к мирским преимуществам
трусливо и подло стыдится обнаружить перед
миром свою веру и предмет своей веры, это
характеризует его самым мерзким образом.
И потому даже если бы Священное Писание
и не учило тому высочайшему, что требуется
от исповедующих христианство: тому, чтобы
они,— а ведь об этом говорит уже то, что они
называются исповедующими,— исповедовали
свою веру перед миром; даже если бы Христос
не сказал: «Кто отречётся от Меня пред 
людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим
256
VII
Небесным»1,— даже если бы и не было 
этого, и тогда христианин сам собой, внутренне
чувствуя необходимость в этом, исповедовал
бы свою веру. И, с другой стороны, хотя в 
повелении исповедовать веру со всей 
настоятельностью звучит голос вечности, однако если 
исповедание не является следствием внутренней
необходимости, тогда это не то исповедание,
какое требуется. Так, если кто-то, предпочитая
заниматься наглым самообманом, полагал бы,
что исповедовать Христа — это самое 
разумное в данной конкретной ситуации, когда этого
требуют от него, или самое разумное с учётом
того, что он предстанет на суд вечности: такой
человек не просто исповедует не Христа, но
он богохульно искажает Его образ, представляя
Христа тщеславным властолюбцем, страстно
желающим сделать себе великое имя в мире.
Нет, не поэтому Христос требует 
исповедания, и не так Он требует его. Он, напротив,
требует собственно того, чтобы Его 
сторонник внутренне был таков, чтобы исповедание
следовало само собой — когда оно требуется;
1 Мф. 10,33.
257
Евангелие страданий
ведь человек, который внутренне таков, может
быть и безмолвен и столь же благорасположен
к Богу, но человек, который внутренне таков,
человек, живущий по истине, не может, 
конечно, оставаться безмолвным — когда требуется
исповедание. Сколь, поистине, сильна может
быть в человеке вера — сильна настолько, 
чтобы верить в блаженство, и достаточно 
бесцеремонна в этом отношении (ах, это, пожалуй,
едва ли не труднейший род бесцеремонности:
не считаться со своими собственными 
фантазиями о заслугах, или со своими 
простительными выдумками, диктуемыми страстью, или
с вызывающими испуг страшными образами,
которые рисует воображение в сознании 
вины,— но без этой бесцеремонности 
невозможно верить в блаженство), и всё же 
недостаточно сильна и бесцеремонна для того, чтобы
человек осмелился исповедовать веру — когда
это требуется.
Итак, всякий истинный христианин всегда
готов, если потребуется, исповедать свою 
веру; он,— и это как раз похвально,— не ищет
эгоистично и тщеславно возможности аая
этого, но скорее внутренне заботится о том,
258
VII
чтобы, будучи верным Богу, быть готовым 
исповедовать веру, если потребуется. Так было
и тогда, когда христианство было окружено
языческим миром, и христиане в любом случае
были вынуждены исповедовать перед миром
свою веру, потому что исповедовать свою веру было
тем же самым, что возвещать христианство. Тогда
христиане горели желанием исповедовать веру;
для христиан это было высокой честью, так
что они, будучи все исповедниками единой
веры, всё же, что примечательно, отметили
именем исповедников тех из них, которые хотя
и не пожертвовали жизнью как мученики, но
однако, исповедуя веру, претерпели 
множество опасностей. В то время исповедание веры
требовалось безусловно от каждого; ведь чего
желал мир? — он желал заставить христиан
исповедать: что они не христиане. Язычество
предпочитало обращаться с христианами как
с преступниками, и притом язычники (о чём
столь ясно и проницательно размышляли
некоторые из Отцов Церкви) хотели от 
христианина не того, чего они хотели от любого
другого преступника: того, чтобы он сознался
и признал свою вину,— нет, они, напротив,
259
Евангелие страданий
требовали от христианина, чтобы он 
исповедал себя не христианином.
Но разве же теперь положение дел не 
стало другим: теперь, когда христианство 
победоносно проникает повсюду, теперь, когда
все — христиане, теперь, когда от человека
меньше всего требуется, чтобы он 
исповедовал себя не христианином, конечно, разве
исповедовать себя христианином это 
высочайшее, что требуется от человека? Давайте
со спокойствием и рассудительностью 
подумаем об этом. Ведь если это Бог даёт дух
силы и крепости, то тот же самый Бог даёт
и «дух рассудительности»1; и хотя подлая 
трусость и страх перед людьми во всякое время
одинаково отвратительны, но и чрезмерная
горячность, «ревность не по рассуждению»2,
не менее гибельна и, пожалуй, порой в 
основе своей столь же отвратительна, столь же
богохульна. Если христианин среди 
язычников исповедует Христа, то он тем самым
1 Ср. 2 Тим. 1, 7. В русском синодальном переводе «духа ... целомудрия»;
мы здесь следуем датскому переводу Св. Писания, которым пользуется
С. Кьеркегор.
2 Ср. Рим. 10,2.
2бО
VII
возвещает христианство людям, которые не
знают христианства. В таком исповедании нет
никакого суда над язычниками за то, что они
не христиане, ведь язычники не выдавали себя
за христиан. Если, напротив, христианин 
живёт среди христиан или среди людей, который
все говорят о себе, что они христиане, тогда
исповедовать Христа — не означает возвещать
христианство (ведь те, к кому обращено такое
исповедание, сведущи в христианстве, говорят
о себе, что они христиане), но это означает 
судить других, судить тех, кто говорит^ что они
христиане, за то, что они лишь выдают себя
за христиан, то есть судить их за то, что они
не христиане, то есть судить их в лучшем 
случае за легкомыслие и бездумность, в худшем —
за лицемерие.
Эти два положения дел всё же весьма 
разнятся и легко различимы, ведь в одном 
случае христианин окружён язычниками, и тогда
быть христианином это то же самое, что 
исповедовать Христа, в другом случае 
христианин, исповедующий христианство, окружён
христианами, которые также исповедуют 
христианство, и потому желать в другой степени
2б1
Евангелие страданий
исповедовать Христа значит не признавать
других христианами. Позвольте мне между тем
ради большей ясности проиллюстрировать
сказанное с помощью простого правдивого
образа. Если бы существовал некий род пищи,
некий продукт питания, который для некоего
человека был бы каким-то образом столь 
значим, что этот человек питал бы к нему самое
глубокое чувство (так, это могло бы быть 
блюдо его национальной кухни или пища, которая
имела бы религиозное значение), и он в силу
этого не был бы способен молчать перед теми,
кто глумился бы над этой пищей или 
отзывался бы о ней как о просто ничего не 
значащей: само собой ведь разумеется, что если это
случилось бы в его присутствии, он стал бы
отстаивать и исповедовать свои чувства. Но
давайте вообразим несколько иное 
положение дел. Вот этот человек собрался с 
некоторыми другими людьми, и им предложена эта
пища. И когда эта пища предлагается, каждый
из гостей говорит: «Эта пища прекраснейшая
и драгоценнейшая из всех». Но на самом деле
человек, о котором мы говорим, с изумлением
обнаруживает или полагает, что обнаружил,
202
VII
что гости не едят от этого кушанья, что они
позволяют ему проходить нетронутым мимо
них, что они держатся других блюд, но однако
при этом говорят, что это кушанье самое 
прекрасное и драгоценное из всех: призван ли
в таком случае этот человек отстаивать своё
убеждение? Здесь нет никого, кто говорил бы
противное ему, никого, кто говорил бы что-
то отличное от того, что он говорит. Если он
теперь, в этом случае, горячо отстаивает свои
чувства, тогда иди в его поведении нет смысла
(поскольку в случае, когда другие говорят то же
самое, бессмысленно исповедовать своё 
убеждение, совпадающее с тем, в чём убеждены и они,
ведь это означает не исповедовать убеждение,
но разделять его с ними), иди он при этом 
будет судить других за то, что они думают не то,
что говорят. Так и в отношении того, чтобы
исповедовать Христа среди людей, которые
говорят о себе, что они христиане, если только
помнить при этом, что приведённый образ
несовершенен как раз тем, что в том, насколько
человек вкушает или нет от той пищи, 
которую он так превозносит, можно явственно 
убедиться; но в духовном отношении всё же лишь
2бз
Евангелие страданий
сердцеведец может знать, насколько человек
думает не то, что говорит. Весьма возможен
тот случай, когда христианин с изумлением
обнаруживает или же полагает, что 
обнаруживает, что многие люди, которые все как один
говорят, что быть христианином это высшее
благо и что сами они христиане, слишком, как
кажется, мало внимания уделяют этому 
высшему благу; но если он делает из этого повод аля
того, чтобы исповедовать Христа, то, поступая
так, он не исповедует христианство, но: судит
других. Слово «исповедовать», как его 
употребляют Библия и Церковь, предполагает, что
есть противодействие, предполагает, что есть
кто-то, кто высказывается против этого. Но
здесь не тот случай, здесь человек, напротив,
полагает, что он обнаружил, что многие люди
противоречат сами себе. Он, таким образом,
исповедует Христа не в противоположность
тем, кто отрицает Христа, но в 
противоположность тем, кто также исповедует Христа, то
есть он судит других за то, что их исповедание
неистинно, то есть не за то, что неистинно
то, что они говорят, ведь они говорят как раз
истину, но за то, что слово истины ничуть не
264
VII
является истиной в них самих. Призван ли кто-
то так исповедовать Христа, чтобы при этом не
признавать другого христианином, другого, кто
при этом говорит те же самые слова,— это 
совсем другой вопрос, в ответ на который нельзя
напрямую сослаться на раннее христианство;
это совсем другой вопрос, который, 
наверное, всякого заставил бы всерьёз задуматься.
Конечно, какой бы ни был дан на него ответ,
ответ этот никак не может быть таким, чтобы
из него следовало, что такой человек должен
быть освобождён от того, чтобы делать всё,
что в его силах, для того, чтобы помочь другим
возрасти в христианстве. Но учить, руководить,
подвигать другого, с кем ты сущностно един
в общем исповедании христианства, это не 
значит исповедовать Христа. В те времена, когда
христианство боролось с язычеством, 
отрицавшим Христа, и когда каждый христианин был
призван исповедовать Христа перед миром,
христианам никогда, конечно, не приходило
на ум исповедовать Христа друг перед другом,
потому что тот отдельный христианин, 
который берётся исповедовать Христа перед 
христианами, позволяет себе отрицать, что другие
265
Евангелие страданий
являются христианами. Следует поэтому 
постоянно помнить, что то, что в ситуации, когда
христианство окружено язычеством, 
означает возвещать христианство, в среде христиан
легко становится сектантской надменностью
и самомнением.
Между тем из приведённых здесь 
размышлений, в которых звучит лишь необходимая
похвала осторожности, ничуть не следует, что
среди так называемого христианского мира
невозможен случай, когда человек будет 
вынужден исповедовать Христа. Однако мы
ничего не будем решать здесь на этот счёт,
но предоставим это серьёзной самопроверке
каждого в отдельности; мы не станем и 
специально рассматривать это в нашей беседе —
беседе об исповедании Христа. Нет, мы 
помним о самом возвышенном примере борьбы
за свои убеждения и о том, что, глядя на более
высокое, мы должны учиться меньшему, 
должны учиться правильно сражаться в той борьбе
за убеждения, которая может быть нам 
доверена. Ведь даже если человек и не оказывается
поставлен в ту трудную ситуацию, когда он
должен бороться и исповедовать Христа, то
266
VII
он ведь может и по-другому быть поставлен
перед необходимостью принимать решение
и твёрдо, до последнего отстаивать взгляды,
которые отвечают тому, в чём он внутренне
убеждён, и тесно связаны с его убеждениями.
Но и в этом случае верно, что, когда человек из
страха пред людьми, из стремления к мирским
преимуществам трусливо и подло стыдится
обнаружить свои убеждения, это характеризует
его самым мерзким и вызывающим презрение
образом. Так что полезно быть хорошо 
подготовленным, вовремя познакомиться с 
трудностями, чтобы быть решительным в 
опасностях, но при этом руководствоваться и мыслью
о той радости, с которой сопряжена сердечная
чистота и свобода.
Хороші релігійні книги по теології, біблеїстиці http://esxatos.com/books

Аватар користувача
ShMariam
Модератор
Модератор
Повідомлень: 4653
З нами з: 06 грудня 2008, 14:08
Звідки: Львів

Re: Реакція на гріх в контексті євангелізації

Повідомлення ShMariam » 19 жовтня 2014, 20:29

Основні думки, що виникли після моїх роздумів і після прочитання попереднього посту:
Євангелізувати покликані (повинні) всі християни
В різний час, в різних умовах варто євангелізувати по різному
Євангелізувати треба так (зрештою, як і при виконанні будь-якої роботи), щоб це дало результат: не євангелізую, аби євангелізувати, а щоб людина змінилася. Тут потрібна мудрість. O:-)
Важливо!Може врятувати життя: http://forum.ugcc.org.ua/viewtopic.php?f=3&t=97&p=56358#p56281

Аватар користувача
ShMariam
Модератор
Модератор
Повідомлень: 4653
З нами з: 06 грудня 2008, 14:08
Звідки: Львів

Re: Євангелізація

Повідомлення ShMariam » 05 грудня 2014, 09:42

Євангелізація в Інтернеті - простіше, ніж здається. :wink: Це напр. і редагування статей Вікіпедії відносно окремих проблемних питань: та ж абортативна і не тільки контрацепція, абортативні технології штучного запліднення ЕКЗ і ВМІ, треба гарно висвітлити питання МРП, про НаПро-технології та ін. Це вже мовчу про інквізицію та й про те, що окремі церквовні схизми і єресі представляються як щось добре (натрапила на статтю, написану явно представником такої схизми).
Якщо хтось добре (або й не дуже - вистачає декілької речень, але правди) розуміється, пишіть сюди або в приват, якщо не вмієте чи не хочете відредагувати самі (хоча, там нема що вміти :) ).
Це важливо, бо Вікіпедія одна з перших відображається в пошуковику.
Важливо!Може врятувати життя: http://forum.ugcc.org.ua/viewtopic.php?f=3&t=97&p=56358#p56281

Аватар користувача
andrivovk
старець
старець
Повідомлень: 2907
З нами з: 09 січня 2010, 16:49
Звідки: леополіс

Re: Євангелізація

Повідомлення andrivovk » 30 квітня 2016, 17:42

Тут є цікава стаття отця-домініканця Саймона Тагуэлла "Отцы – пустынники". Вибачаюсь, але я не маю часу вибирати з неї те, що стосується даної теми. Але воно тут є. Але в будь-якому випадку статтю варто прочитати.

Не совсем ясно, как и когда возникло христианское монашество, но миф о том, что началось оно в Египте со св. Антония (†356) и других пустынников, верен хотя бы в одном: именно к ним обращались за вдохновением следующие поколения монахов. Кассиан, истолковавший Египет для Запада, и довольно бесформенное собрание историй и речений, известное под именем "Патериков", питали монахов и всех тех, кто хотел вести истинно христианскую жизнь. Даже там, где нет прямых отсылок, нетрудно угадать влияние пустынников. Например, в житиях ирландского монаха Канисия два примера послушания взяты, без всякой ссылки, из патериков. К тому же источнику восходят бесчисленные примеры средневековых проповедников, и те же самые отцы побудили Екатерину Сиенскую стремиться в юности к отшельнической жизни.
Однако если мы хотим понять, что именно подчеркивали пустынные отцы, нужно вернуть их в истинный контекст. Тогда мы увидим, что они не основали ничего совершенно нового, но, в немалой мере, отозвались на ситуацию, которая восходит к очень ранней церкви.
Уже апостол Павел говорит, что безбрачие помогает отдать все Богу, не рассеиваясь на семейную жизнь. Конечно, это в немалой мере способствовало христианской аскезе. С этим связано представление о "браке с Христом", исключающем всякий другой брак. Связано с этим и умозрительное мнение, что уйдя из жизни среди людей со всеми ее сложностями, мы преодолеем разделения и сложности в себе, станем "едиными" (вполне возможно, что именно это означало слово "монах").
Иногда желание сосредоточиться только на Боге было связано с представлением, что Христос снова дал нам возможность жить так, как должны жить Адам и Ева в раю. Вероятно, по этой причине некоторые аскеты не ели ничего "искусственного", то есть выращенного и приготовленного. Кое-кто просто ел траву; другие, по-удачливей, кормились, как Илия, при помощи ангелов. По той же причине многие монахи считали, что нельзя работать, поскольку работа – удел падшего человека. По-видимому, целью их была постоянная молитва в самом буквальном смысле слова.
Уходили из мира и для того, чтобы трудиться только для Бога. Можно предположить, что апостолы из "Дидахе" были безбрачны и бедны хотя бы потому, что постоянно странствовали. Когда, по какой бы то ни было причине, слабеет ощущение апостольской миссии, странничество напоминает, что мы – странники, пришельцы на земле, не имеющие "постоянного града", пока не достигнем Небесного Иерусалима. Прекрасный текст персидского отца Афрахата толкует жизнь аскезы в тех понятиях, которые Второзаконие (гл.20) применяет к воинам Господним.
Какие бы мотивы не действовали в том или ином случае, какие бы образы не сосредоточивали воображение, к IV-му веку много людей, в разных местах, решили уйти из мира. Все они стремились к жизни, независимой от обычных, мирских установлений. Возможно, в этом смысле, некоторые из них полагали, что "стерегут стены". Пришествие Христа поставило перед людьми главный вопрос: что значит "быть человеком?". Уже недостаточно принять ценности и стремления среды, строя представление о себе. Вопрос другой: "Что такое человек, каким его замыслил Создатель?"
Не захочешь, а почувствуешь, что странные формы аскезы – это опыты. Аскет как бы спрашивает: "Попостимся неделю и посмотрим, что будет" или "Привяжем себя к скале и посмотрим". Доводя человеческую природу до крайности, можно открыть, какова же она.
Конечно, особенно странные аскеты привлекали любопытство. Удивляет другое: многие из них обретали большой авторитет. По-видимому, полностью отказавшись от обычной человеческой жизни, они являли людям и совершенно иную власть, способную повлиять на дела этого мира. По меньшей мере, им приписывали власть сверхъестественную, которую они использовали обычно, чтобы поддержать беззащитных и бедных, исцелить больных, изгнать бесов. Верили в то, что они особенно связаны с Богом, а значит, – несут нам Божью истину; поэтому их мнения ждали в богословских спорах.
Когда мы обращаемся к монашеской словесности Египта, властный, харизматический монах отступает в тень. Дело не только в социальных и географических условиях – египетское монашество осознанно противится харизматикам. Хотя известно, что и там некоторые монахи играли ту же роль, что эксцентрические чудотворцы, о которых мы читаем, например, у Феодорита, все же большая часть египетских монахов отвергала эту "модель".
Одно из лучших описаний "публичного святого" мы находим у Евагрия Понтийского, который говорит о бесовском искушении тщеславия. Египетские монахи заподозрили, что аскеза и чудотворство искушают не меньше, чем общественное служение, и решили, по их словам, что незачем разрушать свой дом, чтобы построить чужой.
Именно поэтому египетское монашество так подчеркивает добродетель смирения. Евагрий говорит: "Аскеза со смирением хороша, аскеза без смирения опасна". А другой отец прибавляет: "Лучше смиренно пасть, чем гордо преуспеть".
Выше всего монахи Египта ставили познание самого себя. Снова и снова учат они, как надо "следить за собой" и описывают добродетель "трезвения", под которым понимается способность определить, что с тобой происходит в данную минуту.
Только так мы поймем, почему они порой как-то небрежно относятся к нравственности. Забота их не о том, чтобы человек поступал правильно, а о том, чтобы он правильно видел, избавляясь тем самым от той искаженной перспективы, которая лежит в основе всех наших грехов.
Например, мы читаем об одном монахе, который держал у себя в келье женщину. Пошли слухи, другие отшельники решили его изгнать, но авва Аммон, навестив кого-то из них, попросил, чтобы ему разрешили пойти с ними. Заслышав их шаги, распутный монах спрятал женщину в большой кувшин. Монахи никого не нашли и удалились, прося прощения. Аммон же сказал виновному: "Брат, следи за собой", больше ничего.
Речь идет не о тех или иных случаях, когда человек согрешил, а о неумении следить за собой, видеть себя. "Именно это – корень всякого зла", – сказал один монах.
Отцы-пустынники боятся отвлеченной, воображаемой духовности, никак не связанной с жизнью. "Если увидишь юношу, восходящего на небо по своей воле, схвати его за ногу и стяни вниз". Нехорошо идти на небо, потому что тебе так вздумалось. Если нет прочной основы – полного реализма, любые духовные взлеты обернутся пустым мечтанием.
Молодой монах пошел к авве Пафнутию, потому что ему как-то не сиделось в пустыне – он думал, что ничего не добился. Авва Пафнутий сказал: "Сиди в келье, молись по одному разу утром, вечером и ночью. Когда хочешь есть – ешь, когда хочешь пить – пей, хочешь спать – спи. И оставайся в пустыне". Монах не успокоился. Нетрудно представить, как он говорил себе: "Разве это жизнь для пылкого христианина?" Он пошел к авве Иоанну, который подтвердил совет Пафнутия, только прибавил: "Не молись, просто сиди в келье". Наконец монах пошел к авве Арсению, который сказал ему делать то, что советуют первые отцы.
Суть ясна. Ты не можешь поистине молиться, не говоря уже о какой-то особой "духовности", пока не сумеешь жить, где ты есть. Просто живя в келье, ты увидишь себя самого, твои настоящие, истинные нужды и способности. Нельзя поститься с пользой, вообще ограничивать пищу, питье и сон, пока ты не узнал, в чем ты действительно нуждаешься.
Если нет вот этого основания: ты не знаешь себя, не умеешь видеть то, что ты есть – ты никак не можешь помочь людям. Вот очень типичный рассказ о трех братьях. Все они хотели жить, как истинные христиане. Один пошел помогать больным, другой стал мирить враждующих, третий удалился в пустыню. Через некоторое время двое первых признали, что у них ничего не выходит. Они пошли к третьему брату, монаху, и он разыграл перед ними притчу: налил в миску воды и посмотрел в нее. Сперва в ней ничего толком не отражалось, потом вода улеглась, отразились их лица. Вот, объяснил он, пока вы не обретете мира, вы не увидите себя и не узнаете, в чем вы неправы. Подразумевается, что без этого невозможно помочь другим.
Иногда кажется, что пустынники скорее избегают той ответственности, которую налагает братская любовь; на самом же деле, они просто поняли, что спеша кого-то облагодетельствовать, скорее навредишь, чем поможешь. Авва Матой говорит: "Когда я был молод, я решил творить добро. Теперь, когда я стар, я вижу, что не сделал ни одного доброго дела". Авва Пимен, в том же самом духе, советует другому монаху поселиться там, где он "не повредит ближнему".
Это совсем не значит, что пустынники просто вычеркнули милосердие. Сам св. Антоний учил, что жизнь и смерть зависят от ближних: приобретем брата – приобретем Бога, обидим брата – обидим Христа. Но такую любовь лучше всего проявлять очень просто и прямо, а не в суете опеки. Этикет пустыни требовал накормить любого гостя и поесть вместе с ним, это ставилось выше поста. Кассиан рассказывает, как он еще с одним монахом пришел к старцу, и тот предложил им поесть. Они и так много съели (видимо, у других братьев), а старец сказал, что сам уже ел шесть раз, с каждым гостем.
Самым важным проявлением любви считалось то, чтобы никто не вмешивался в чужие дела, а главное – не делал замечаний. Даже если он видит, что можно сделать лучше, нельзя этого говорить, пока не спросят; Мало того: если ты видишь, что кто-то грешит, смирись перед Богом и молчи. Однажды авва Исаак пришел в одно место, где обитало несколько братьев, и осудил – молча, в сердце – одного из них. Когда он вернулся к себе, дверь преградил ангел, который сказал: "Господь послал меня спросить, что Ему делать с братом, которого ты осудил".
Такая терпимость должна или хотя бы может обратить грешника. Например, из рассказа об авве Макарии Великом мы узнаем, как обращаться с языческими жрецами. Он шел в какой-то город с одним учеником и послал ученика вперед. Тот встретил жреца и оскорбил его. Жрец убежал и вскоре повстречался с Макарием, и. тот сказал ему: "Помоги тебе Бог, ты совсем запыхался!" Пораженный такой учтивостью, языческий жрец обратился и стал монахом.
Когда одного жреца выгнали за какой-то грех, авва Виссарион ушел с ним, говоря: "И я тоже грешник". Монах должен думать о своих грехах, а не судить чужие.
Должен он терпеть и чужую слабость. Однажды заспорили о том, что нужно делать, если кто-нибудь уснет в церкви. Авва Пимен сказал: "Положить его голову себе на колени".
Такая мягкость, на взгляд пустынников, причинит гораздо меньше вреда, чем агрессивная помощь. Египетская традиция не велит учить друг друга. Если кто-то попросит объяснить тот или иной стих из Писания, лучше ответить: "Я и сам не понимаю". Если кто-то скажет то, с чем ты несогласен, не спорь, а скажи: "Тебе виднее". Если кто-то захочет стать твоим учеником, не назидай его, а будь ему примером. Захочет – последует (Конечно, это очень отличается от уклада монашеских общин, но и там "послушание" развилось постепенно).
Даже пример, и тот бывает опасен. Авва Исайя вспоминает, как пошел с шестью братьями к авве Сысою, чтобы тот им что-нибудь сказал. Сысой отказался, прибавив: "Вы уж меня простите, я человек неученый". Однако потом он все-таки поведал, как ходил к авве Гору, за тем же самым, а тот сказал: "Смотри на авву Афру и делай то, что он".
Именно этот обычай помог монашеской словесности, всему их преданию. Ссылаясь на кого-то другого, можно передавать учение, ничего не приписывая себе. Но и тут появились опасности: некоторые стали собирать речения монахов и хвалиться ими. И вот авва Феликс отказывается сказать хоть слово, ибо оно, неровен час, будет тешить чье-то тщеславие. Может быть, поэтому предание стало безличным, затвердело в правила, за которые никто не отвечал.
Монаху запрещалось вмешиваться в чьи-то дела, но вменялось терпеть, если пристают к нему. Вот поразительный пример из аввы Исайи. Кто-то принес рыбу авве Гору и авве Афре. Афра стал ее резать, когда Гор его позвал. Он оставил нож в рыбе и вышел. Сысой спросил, где научился он такому послушанию. "От Гора", – ответил Афра, и в доказательство сварил рыбу плохо, она вся рассыпалась. Он понес ее Гору и спросил: "Хорошая рыба, отец?" Гор ответил: "Очень хорошая". Другой кусок он сварил хорошо, отнес и сказал: "Прости, отец, я ее испортил", а Гор отозвался: "Да, испортил немного".
Таких историй сколько угодно, суть – все та же: пусть каждый делает, как хочет, не трогай его. Полную готовность подчиниться считали лучшим путем к святости.
Поверхностный читатель может подумать, что монахи, прежде всего соревновались в аскетической суровости и вели фантастические битвы с бесами, но это не так. Суровость к себе, что бы не значила она у первых аскетов, не считалась путем к "сверхчеловеку" и не была идеалом. Она очень твердо подчинялась более важным ценностям – смирению и милосердию. Так, Илларион говорит, что монахом он не ел мяса, Епифаний – что монахом он никого не оставил обиженным на ночь и сам, завершая день, не был обижен ни на кого. Илларион признает, что это намного выше.
Точно так же и битва с бесами. Драматические экзорцизмы, как и всякое чудотворство, считали поводом к тщеславию. Св. Антоний мог предвидеть будущее, но не хотел об этом говорить. Мало того, он учил не пленяться тем, кто воскрешает мертвых, но не может обуздать собственного гнева.
Как-то к авве Пимену пришел знатный чужеземец, Пимен молчал. Гость вышел и спросил ученика, в чем дело. Тот спросил Пимена, и Пимен ответил: "Он говорит о делах небесных, а я – человек земной". Гость сказал: "Авва, что мне делать, меня борют страсти", и Пимен признал: "Теперь ты говоришь хорошо".
Значит, вот в чем наше дело. Высшее само о себе позаботится; мы должны справляться с непорядком в наших душах. Там встречаем мы бесов и побороть их сможем, если встретим лицом к лицу, честно разбираясь в наших мыслях и помыслах.
Египетские монахи недолюбливали "мистику", резонно отвергая наивную страсть к сверхъестественному. Целью их было свести нас на землю, а не возвести на небо. "Если у тебя есть сердце, – говорит авва Памва, – ты спасешься". Это – самое главное. Неважно, много ли ты делаешь; важно, чтобы ты был человеком. Спасение предназначено реальным людям, а не вымышленным святым.
Хороші релігійні книги по теології, біблеїстиці http://esxatos.com/books

Аватар користувача
ShMariam
Модератор
Модератор
Повідомлень: 4653
З нами з: 06 грудня 2008, 14:08
Звідки: Львів

Re: Євангелізація

Повідомлення ShMariam » 01 травня 2016, 21:11

Кожен народ, кожне суспільство потребує своїх методів євангелізації. Тут же мене насторожила фраза:
Самым важным проявлением любви считалось то, чтобы никто не вмешивался в чужие дела, а главное – не делал замечаний.
Просто реально - це дійсно найсучасніша модель поведінки "любові до ближнього", коли йдеться про моральні питання. Це не жарти, моральні переконання заганяються в "особисте", висловлювати свою думку вголос про моральність тієї чи іншої ситуації (зокрема, якщо це суперечить деяким перконанням більшості) вважається моветоном, неполіткоректністю і всіляко засуджується. Толерування людини, грішника, переходить в повне толерування гріха. Дуже і дуже зручна позиція у сучасному світі. :( Принаймні, у цьому питанні більше довіряю Івану Хрестителю, що звернув увагу Іродові на перелюб.

Щодо самої євангелізації, то методи дійсно можуть бути різними, але в першу чергу треба керуватися любов'ю до ближнього (а не до себе, бо "мені так зручніше", "мені так подобаться" - не важливо про що йдеться, чи про мовчання на гріх, чи про осудження, обмови, сварки)
Важливо!Може врятувати життя: http://forum.ugcc.org.ua/viewtopic.php?f=3&t=97&p=56358#p56281

Аватар користувача
andrivovk
старець
старець
Повідомлень: 2907
З нами з: 09 січня 2010, 16:49
Звідки: леополіс

Re: Євангелізація

Повідомлення andrivovk » 02 травня 2016, 17:28

ShMariam писав:Кожен народ, кожне суспільство потребує своїх методів євангелізації. Тут же мене насторожила фраза:
Самым важным проявлением любви считалось то, чтобы никто не вмешивался в чужие дела, а главное – не делал замечаний.
Просто реально - це дійсно найсучасніша модель поведінки "любові до ближнього", коли йдеться про моральні питання. Це не жарти, моральні переконання заганяються в "особисте", висловлювати свою думку вголос про моральність тієї чи іншої ситуації (зокрема, якщо це суперечить деяким перконанням більшості) вважається моветоном, неполіткоректністю і всіляко засуджується. Толерування людини, грішника, переходить в повне толерування гріха. Дуже і дуже зручна позиція у сучасному світі. :( Принаймні, у цьому питанні більше довіряю Івану Хрестителю, що звернув увагу Іродові на перелюб.

Щодо самої євангелізації, то методи дійсно можуть бути різними, але в першу чергу треба керуватися любов'ю до ближнього (а не до себе, бо "мені так зручніше", "мені так подобаться" - не важливо про що йдеться, чи про мовчання на гріх, чи про осудження, обмови, сварки)


Треба також старатися, щоб при "євангелізуванні" іншого не перегнути палку. Щоб не було зворотньої реакції.

Був такий випадок в житті Антонія Сурожського.

Антоний Сурожский — очень короткая проповедь

Владыка Антоний Сурожский рассказывал, как в одну из литургий вышел на проповедь и сказал:

«Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм».

Развернулся и ушёл. Это была вся проповедь.
Хороші релігійні книги по теології, біблеїстиці http://esxatos.com/books

Аватар користувача
ShMariam
Модератор
Модератор
Повідомлень: 4653
З нами з: 06 грудня 2008, 14:08
Звідки: Львів

Re: Євангелізація

Повідомлення ShMariam » 02 травня 2016, 18:02

Та власне. "Повчання" дуже "мудрих" (зокрема відносно того, як поводитися в церкві) часто має зворотний еффект.
Щодо самої євангелізації, то, повторюю, спосіб дуже залежить від різних обставин.
Напр. ті ж Школи Християнського Життя і Євангелізації і РУАХи (і Оази) дають дуже гарні результати, навіть для практикуючих християн. Очевидно, такий спосіб добрий.

А от щодо дітей і молоді - Веселі канікули (на них можуть приходити діти і не з дуже побожних сімей, а так це дає свої результати, а по ходу - навчання аніматорів).

Спостереження (з інтернету): якщо практикуючі християни звертають увагу непрактикуючим на деякі серйозні гріхи сьогодення (життя "на віру", штучне запліднення і т.д.), то зразу на Церкву спускають всіх собак і звучать фрази типу "А що - краще, коли в шлюбі, але б'є свою жінку?" Тут... не знаю, як євангелізувати... Хіба точно РУАХи і Школи.
Важливо!Може врятувати життя: http://forum.ugcc.org.ua/viewtopic.php?f=3&t=97&p=56358#p56281

Аватар користувача
о.Олег
Адміністратор
Адміністратор
Повідомлень: 9707
З нами з: 29 вересня 2009, 12:53
Звідки: м.Львів

Re: Євангелізація

Повідомлення о.Олег » 05 травня 2016, 13:59

andrivovk писав:
ShMariam писав:Кожен народ, кожне суспільство потребує своїх методів євангелізації. Тут же мене насторожила фраза:
Самым важным проявлением любви считалось то, чтобы никто не вмешивался в чужие дела, а главное – не делал замечаний.
Просто реально - це дійсно найсучасніша модель поведінки "любові до ближнього", коли йдеться про моральні питання. Це не жарти, моральні переконання заганяються в "особисте", висловлювати свою думку вголос про моральність тієї чи іншої ситуації (зокрема, якщо це суперечить деяким перконанням більшості) вважається моветоном, неполіткоректністю і всіляко засуджується. Толерування людини, грішника, переходить в повне толерування гріха. Дуже і дуже зручна позиція у сучасному світі. :( Принаймні, у цьому питанні більше довіряю Івану Хрестителю, що звернув увагу Іродові на перелюб.

Щодо самої євангелізації, то методи дійсно можуть бути різними, але в першу чергу треба керуватися любов'ю до ближнього (а не до себе, бо "мені так зручніше", "мені так подобаться" - не важливо про що йдеться, чи про мовчання на гріх, чи про осудження, обмови, сварки)


Треба також старатися, щоб при "євангелізуванні" іншого не перегнути палку. Щоб не було зворотньої реакції.

Був такий випадок в житті Антонія Сурожського.

Антоний Сурожский — очень короткая проповедь

Владыка Антоний Сурожский рассказывал, как в одну из литургий вышел на проповедь и сказал:

«Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм».

Развернулся и ушёл. Это была вся проповедь.

а в чому була євангелізація того, хто говорив про брюкі і платок?? :pardon:
"Ніхто не може любити більше, ніж тоді, коли він за своїх друзів своє життя віддає" (Йо. 15, 13).

Аватар користувача
andrivovk
старець
старець
Повідомлень: 2907
З нами з: 09 січня 2010, 16:49
Звідки: леополіс

Re: Євангелізація

Повідомлення andrivovk » 05 травня 2016, 16:28

о.Олег писав:а в чому була євангелізація того, хто говорив про брюкі і платок?? :pardon:


В тому, що повчав інших ("євангелізував"), як правильно вдягатися до церкви. Так мені здається. І, можливо, занадто ревно "євангелізував". :) Тому й пишу щоб не переборщити в таких речах...
Хороші релігійні книги по теології, біблеїстиці http://esxatos.com/books

Аватар користувача
ShMariam
Модератор
Модератор
Повідомлень: 4653
З нами з: 06 грудня 2008, 14:08
Звідки: Львів

Re: Євангелізація

Повідомлення ShMariam » 05 травня 2016, 18:19

Не кожне повчання є євангелізацією. Євангелізація, по суті, є звіщанням Доброї Новини, своїм життям і словами, по ситуації і різними методами.

Тим не менше, мовчати на гріх не можна (це також "мій" гріх), але все в межах розумного і в любові до ближнього, само собою.
В контексті євангелізації також є мова про гріхи, оскільки говорячи про Христа, не забуваємо, що нашими гріхами Він розіп'ятий.
Важливо!Може врятувати життя: http://forum.ugcc.org.ua/viewtopic.php?f=3&t=97&p=56358#p56281


Повернутись до “Церква і Суспільство”

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 27 гостей