Повідомлення romanm » 02 травня 2009, 18:19
Взято у других людей:)
Интересный вопрос, но знаю что в Средневековье был распространен похожий способ крестного знамения - два пальца, о это были, указательный и средний, знаменовали две природы Христа, а три остальных держали вместе в знак Троицы. Как у старообрядцев.
"Некоторые из них [латинян] пятью перстами как-то благословляют и большим пальцем лицо знаменают, подобно монофелитам; между тем персты в знаменованиях должны быть располагаемы так, чтобы через них означались два естества [Христа] и три Лица [Троицы], как показал Христос, когда, возносясь на небеса, воздвиг руки Свои и благословил учеников" (О фрязех и о прочих латинех - греческий трактат, дошедший в латинском переводе Гуго Этерианского от XII в.).
То есть, по-видимому, пятью пальцами "латиняне" крестились и благословляли давно; во всяком случае, "давнее", чем греки, а вслед за ними и никониане, стали креститься тремя. Кстати, сам протопоп Аввакум говорит в "Житии", что креститься надо не тремя, и не двумя, а пятью перстами: "Никонъ волък со дьяволомъ предали трема перъсты креститца; а первые наши пастыри, яко же сами пятью персты крестились, такожде пятью персты и благословляли, по преданию святых отецъ нашихъ...". Б. Успенский говорит: "Аввакум имеет в виду то, что принято понимать под двуперстным крестным знамением: речь идет о том, что все пять пальцев должны выражать догматическое содержание (тогда как у никониан лишь три пальца имеют символическую значимость)" (Б.А. Успенский. Крест и круг. М., 2006. - С. 316).
Успенский ссылается на Большой московский собор 1666-1667 гг., который постановил, что при крестном знамении мизинец и безымянный палец остаются "праздными", т.е. ничего не выражают.
Но в катехизаторской практике утверждпеться что эти два пальца символизируют две природы Христа, то есть получается, что всё, как у старообрядцев, только наоборот.
Кстати, насчет пяти пальцев латинян - по-моему, более распространена интерпретация этого перстосложения как изображения пяти ран Христа.
Касательно перстосложения.
Насколько я понимаю, ранее Папы использовали вариант именословного перстосложения (правда, в отличие от православных, большой палец с безымянным они не скрещивали). Прежде этот жест использовали и другие епископы, но потом он закрепился исключительно за Папами.
И.П.2 перестал его использовать, повидимому дабы обряд блистал простотой:) Но это надо его спросить.
Хотя я бы не стал категорически отрицать вляние греков.
Ну и сейчас у греко католиков принято именословное перстосложение для благословения. Короче как у православных.
Востаннє редагувалось 02 травня 2009, 19:01 користувачем
romanm, всього редагувалось 1 раз.