Центр апологетических исследованийВподобати сторінку
1 січня о 11:29
Поклоняются ли мусульмане и христиане одному Богу?
Набил Куреши
Скандал в Уитонском колледже
15 декабря 2015 года Уитонский колледж, флагман евангельских учебных заведений, отправил одного из своих преподавателей в административный отпуск в связи с «богословскими заявлениями, которые, по-видимому, несовместимы с доктринальными убеждениями [колледжа]». Пятью днями раньше облаченная в хиджаб Лариция Хоукинс, высказывая свою точку зрения по разным спорным вопросам, заявила в Фэйсбуке: «Я нахожусь в религиозной солидарности с мусульманами, поскольку они, как и я, христианка, являются людьми Книги. И как заявил на прошлой неделе папа Франциск, мы поклоняемся одному и тому же Богу».
Решение Уитонского колледжа дать д-ру Хоукинс «время, чтобы проанализировать богословские следствия, вытекающие из ее недавних публичных заявлений» спровоцировало шквал ожесточенных споров. В ходе дисскуссии громко прозвучал голос газеты Chicago Tribune, которая назвала решение Уитона «нетерпимостью… замаскированной под богословие». Такая оценка была отчасти основана на мнении профессора Йельского университета Мирослава Вольфа, богослова, пользующегося большим уважением за его вклад в христианско-мусульманский диалог, который сказал: «Вынужденному административному отпуску Хоукинс нет никакого богословского оправдания. Ее отстранение никак не связано с богословием и ортодоксией. Оно вызвано враждебным отношением к мусульманам». Подобное оценочное суждение, удушающее любую возможность диалога, со стороны известного ученого из Лиги плюща шокирует, однако оно хорошо иллюстрирует невероятно напряженную ситуацию в христианско-мусульманских отношениях в нынешнее время, когда Америка разрывается между двумя крайностями: мусульманскими беженцами, сплошным потоком прибывающими на Статен-Айленд, и мусульманскими террористами, убивающими невинных людей в Сан-Бернардино.
За последнюю неделю я получил десятки писем с просьбами высказаться по данному вопросу — прежде всего, от тех, кто знает, что я не питаю «враждебного отношения к мусульманам». Раньше я был мусульманином, и среди мусульман у меня много родственников и друзей, с которыми я регулярно встречаюсь, и я часто умоляю христиан подумать о том, чтобы сделать определенные жесты солидарности в надежде, что это проявление любви каким-то образом проникнет в души мусульман, которых я знаю и люблю. Я даже рекомендовал женщинам-христианкам подумать о том, чтобы в определенных обстоятельствах носить хиджаб, а также советовал мужчинам-христианам поститься вместе с соседями-мусульманами в месяц Рамадан, но так, чтобы было ясно, что они делают это из христианской любви, а не из покорности исламу.
Поклоняются ли мусульмане и христиане одному Богу?
Движимый желанием такой любви, я задамся вопросом, поклоняются ли мусульмане и христиане одному и тому же Богу? Как бывает со всеми хорошими вопросами, ответ на него более сложен, чем хотелось бы многим, но я уверен в правильности своей точки зрения: мусульмане и христиане поклоняются не одному и тому же Богу, однако, учитывая сложность вопроса, нам следует перестать демонизировать тех, кто с нами не согласен.
Для начала мне следует сказать следующее: много лет после того, как я оставил ислам и принял Иисуса как Господа, я был убежден, что мусульмане поклоняются тому же Богу, что и христиане, но просто ошибаются насчет того, каков Он, и что Он сделал. В конце концов, когда я был молодым мусульманином, меня учили поклоняться тому Богу, Который сотворил Адама и Еву, Который спас Ноя от потопа, Который обещал Аврааму огромное потомство, Который помог Моисею спастись из Египта, Который послал в мир Иисуса, Который помог апостолам все преодолеть, и Который все еще обладает всей полнотой власти сегодня. Разве это не Бог Библии?
Если уж на то пошло, Коран утверждает, что Тора и Евангелия — богодухновенное Писание, и что иудеи и христиане — люди Книги. Коран велит мусульманам говорить им: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог — один, и мы покоряемся только Ему» (29:46). Если Коран утверждает, что мусульмане поклоняются тому же Богу, что христиане и мусульмане, разве это не решает вопрос окончательно?
Я много лет так считал, но больше не считаю. Теперь я убежден, что утверждение «мусульмане и христиане поклоняются одному и тому же Богу» справедливо только в самом непротиворечивом смысле: есть один Творец, Которому пытаются поклоняться и мусульмане, и христиане. Если не считать этого банального наблюдения, мусульмане и христиане не поклоняются одному и тому же Богу. Я не осуждаю тех, кто думает иначе, но чем глубже я знакомлюсь с христианской верой, тем больше я понимаю, что это утверждение не только не соответствует действительности, но и поступается христианской ортодоксией в угоду исламским догмам.
Начнем с очевидного: христиане верят, что Иисус — Бог, но Корану эта идея настолько противна, что он осуждает поклоняющихся Иисусу на адские муки (5:72). Для христиан Иисус — однозначно Бог, а для мусульман Иисус — однозначно не Бог. Как можно говорить, что христиане и мусульмане поклоняются одному и тому же Богу? Одного этого было бы достаточно, чтобы решить вопрос, но, по меньшей мере, никому не следует утверждать, как это делает Вольф, что «нет никакого богословского оправдания» вере в то, что христиане и мусульмане поклоняются разным Богам. Такое оправдание есть, и эта точка зрения очевидна, если принять во внимание личность Иисуса.
Еще одно отличие исламского Бога от христианского Бога имеет для меня особое значение — это Отцовство. По словам Иисуса Христа, Бог — наш Отец, однако Коран очень конкретно отрицает, что Аллах является отцом (112:1-4). Более того, в суре 5:16 Коран велит мусульманам попрекать христиан и иудеев тем, что они называют Бога своим любящим Отцом, потому что люди — это всего лишь творения Бога.
То же самое справедливо, если задуматься над учением о Троице. Ислам однозначно осуждает поклонение Троице (5:73), выдвигая в противовес ей собственный фундаментальный принцип таухид, абсолютное единобожие. Таухид конкретно отрицает существование Троицы, так что можно с полным правом сказать, что учение о Боге в христианстве является полной противоположностью учению о Боге в исламе. Они не просто различаются, но совершенно противоположны друг другу.
О различиях между мусульманским Богом и христианским Богом можно сказать гораздо больше, но уже сейчас можно с уверенностью сказать: христианский Бог не просто отличается от мусульманского Бога, они принципиально несовместимы — как в отношении сущностных (триединство), так и в отношении личностных (Отец, Сын и Святой Дух) особенностей. Согласно учению ислама, поклоняться христианскому Богу — не просто дурно, за это вы пойдете в ад. Христианский Бог и мусульманский Бог — не один и тот же Бог.
Почему же люди говорят, что мусульмане и христиане поклоняются одному Богу?
Как же люди могут утверждать, что мусульмане и христиане поклоняются одному и тому же Богу? Они отдают незаслуженное предпочтение мусульманской догме, что это один и тот же Бог. Коран говорит, что Аллах — это Бог Библии, значит, так оно и есть. Коран говорит, что Аллах — это Бог библейских пророков, значит, так оно и есть.
Коран говорит, что мусульмане и христиане поклоняются одному и тому же Богу, значит, так оно и должно быть. Именно так, в конечном итоге, рассуждают люди, верящие, как некогда верил и я, что мусульмане и христиане поклоняются одному и тому же Богу, и эти рассуждения ошибочны.
Сходство между Богом ислама и Богом христианства довольно поверхностно, а иногда существует только на словах. Хотя ислам утверждает, что мусульманский Бог сотворил некоторые дела, которые сотворил и христианский Бог, и что он послал некоторых людей, которых послал и христианский Бог, этого еще недостаточно, чтобы сказать, что мусульмане поклоняются тому же Богу, что и христиане. Незначительные сходства отражают сущность Бога в гораздо меньшей степени, нежели вышеупомянутые фундаментальные различия в учении о Его природе и ипостасях. То, что Бог сделал, и кого Он послал, гораздо менее существенно, нежели то, кем и чем Он является; хотя в отношении первого ислам и христианство временами пересекаются, в отношении второго между ними существует принципиальная разница.
Вольф возражает: христиане, как они полагают, поклоняются тому же Богу, что и иудеи, но при этому иудеи не поклоняются Троице. Как могут христиане обвинять мусульман в поклонении иному Богу, одновременно не обвинив в том же самом иудеев? Это либо непоследовательность, либо лицемерие.
Для тех, кто изучал три авраамических религии, ответ очевиден: Троица представляет собой продолжение, а не отрицание иудейского богословия. Напротив, таухид прелставляет собой категорическое отрицание Троицы, божественности Иисуса и отцовства Бога — учений, которые опираются на страницы Нового Завета и были четко зафиксированы за столетия до появления ислама. Первые христиане в большинстве своем были иудеями и встраивали свое знакомство с Иисусом в контекст своего иудейского богословия. Ничего подобного не скажешь о Мохаммеде, который не был ни иудеем, ни христианином. Ислам не продолжил учение о Троице, но отверг и заменил его.
Кроме того, утверждение Вольфа, что иудеи не поклоняются ничему напоминающему Троицу, не имеет под собой основания. Во многих иудеях единобожие боролось с верой в несколько божественных личностей. Хотя слово «Троица» вошло в обиход во втором столетии, принципы, лежащие в основе этого учения, были выкованы на наковальне дохристианских иудейских убеждений. Только впоследствии, когда пути иудеев и христиан разошлись, иудеи начали настаивать на унитарном понимании Бога. Обвинять христиан в лицемерии — анахронизм.
Заключение
Вопрос о том, поклоняются ли мусульмане и христиане одному Богу, непрост. Уитон принял достойное решение, дав профессору Хоукинс время обдумать последствия ее заявления: она позволяет догмам ислама поставить под сомнение важность фундаментального учения христианства. При этом строго судить ее не следует, поскольку обсуждаемые вопросы сумрачны. Напротив, путь Вольфа, который обвиняет людей в лицемерии, чтобы парализовать осмысленную дискуссию. Любить мусульман и при этом настаивать, что Бог, которому они поклоняются, не тождествен христианскому Богу, вполне возможно.
Христиане поклоняются триединому Богу: Отцу, Который любит безусловно, воплощенному Сыну, Который готов умереть за нас, чтобы мы получили прощение, и имманентному Святому Духу, живущему в нас. Это не то, кто такой мусульманский Бог. Это не то, что он собой представляет. Это не то, что он делает. Троица — подлинная противоположность таухида. Эти учения несовместимы по сути, и сходство между ними есть только на первый взгляд и на словах. Мусульмане и христиане не поклоняются одному и тому же Богу.
http://rzim.org/global-blog/do-muslims- ... e-same-god
"Ніхто не може любити більше, ніж тоді, коли він за своїх друзів своє життя віддає" (Йо. 15, 13).