десь в цьому часі 1987 року - Об`явлення, що сколихнуло тодішній ссср і стало предвісником його розвалу та виходу УГКЦ з підпілля
Услышав о Грушевском чуде, и мы, Кременчужане решили ехать не раздумывая. Наспех собрались в воскресенье в третьем часу дня и выехали вчетвером: я, отец Роман(ныне митр. Филипп, правящий Полтавский и Миргородский) за рулем, отец Богдан(Кецко) и его матушка Ярослава. Ехали всю дорогу благополучно, и каждый про себя думал: «Увижу ли я явление, достоин ли? А может и не увижу?» Был внутренний трепет, переходящий в дрожь. Тут как тут наличествовало сомнение. Ведь по рассказам было сказано, что явление открывалось не всем. На душе было какое-то смутное, смешанное с тревогой чувство. Машину гнали почти всю ночь на скорости 100-110 км/час; спешили увидеть часовню ночью, ибо слышали; что благодать Божьей Матери видна и ночью. Часовня же светится каким то необыкновенным светом, появляется сияние в разных местах: на крыше, маковке купола, в стеклах окон, а кто смотрел внутрь часовни видел и внутри..
Когда мы выехали за Ровно, нас остановил инспектор ГАИ, спросил, куда мы едем, мы откровенно сказали, что едем в Грушево. Он же в свою очередь, сказал нам, что туда едут много машин и попросил нас на обратном пути, когда мы будем возвращаться и если будет опять его дежурство, рассказать ему о виденном.
В ночное время часовню видеть не пришлось. Как только объехали Львов, начало светать. Все дороги к селу километра за два были перекрыты. Когда подъехали к шлагбауму, уже хорошо было видно пост ГАИ на подъездах к селу. Машины останавливали за 2 километра до села, потому что если бы все множество машин которые мне довелось видеть, въехали в Грушево, то там было бы невообразимое. Мы остановили машину и далее пошли пешком. С наши шли массы людей. Поезд, остановившийся от села Ролив, высадил человек 500 паломников и все это шествие вместе с нами было похоже на демонстрацию большого города, первомай.
Многие люди уже возвращались назад, побывав у часовни и рассказывали встречным, что они там видели, живо обсуждали происходящее.
На лицах людей не было радости, но не было и печали, они выражали что-то среднее, сочетающееся с приподнятым настроением С волнением и душевным трепетом, мы вошли в село, вместе с потоком людей направились во двор, откуда была видна часовня. Двор расположен на углу перекрещивающихся улиц. Дорога, ведущая ко двору часовни, круто опускается вниз, но люди входили в распахнутые ворота двора, вошли и мы.
Идем через двор, подходим к сетке, отгораживающей двор от огорода, и здесь я вижу то, что стремился вдеть каждый: над балконом возвышается и виден по пояс силуэт Женщины в черном; одежда напоминает монашескую. ЭТО MATEPЬ БОЖИЯ!!! Тревожно, торжественно делается на душе от созерцания виденного. Каждая христианская душа здесь плачет, радуется духовно и, конечно, скорбит, сокрушается о грехах своих, умиляется и у многих текут слезы от восторга.
Слышатся вздохи, восклицания: «Мати Божа, спасай нас! Заступнице наша! Мати раю, Мати нашого краю.» - «Дивиться, дивiться, люди, Вона рухаеться!» - вся толпа вскрикивает и замирает, кое-кто опускается на колени, кто-то голосит, причитает: в это время Силуэт двигается с места, подходит на край балкона, медленно преклоняется на восток и обратно также медленно встает на середине балкона. «Пустить i мене, и я гляну!!» - добивается маленькая девочка ее пропускают. Всюду слышен приглушенными шум многих голосов, люди разговаривают, показывают, доказывают что-то кому то, видно всеобщее духовное оживление. Духоподъем.
Силуэт хочется видеть поближе и мне, я обхожу сетку, и вместе с людьми вхожу на огород, подхожу к сетке, отделяющей огород соседа, явление видно лучше, я спускаюсь еще ниже. Некоторые люди смотрят в оптические приборы: бинокли, подзорные трубы. Я попросил у одного человека подзорную трубу. Он дал мне ее. Вопреки утверждению некоторых, что если смотреть в бинокль или подзорную трубу, то ничего не видно, гляжу в трубу и вижу очертания лица, покрывало на голове что то вроде монашеского апостольника, едва успел разглядеть черты, - трубу попросили обратно. Желающие смотреть еще несколько десятков человек. Видение хорошо еще видно метров за пятьдесят, если же подходить ближе, то видно хуже, как в тумане, если подойти вплотную к краю, метров до двадцати, то все совершенно рассеивается, видно только колебание воздуха, как над поверхностью горячей плиты.
В конце огорода сетка в одном месте наклонена к земле и можно перепрыгнуть во двор часовни, что я и делаю, все люди проникают сюда также. Во дворе отдельно от часовни стоит колокольня, сама часовня не маленькая, а средних размеров церковь с отчетливо выделенным алтарем, храмом и притвором. Окрашена она в светло-коричневый цвет, крыша и купол выкрашены серебрянкой, но давно. Всюду полно народа. Многие припадают к замочным скважинам, и смотрят, что находится внутри церкви. Посмотрел и я. И увидел Распятие с предстоящими Девой Марией и Иоанном Богословом - все выполненное в скульптуре. Если смотреть с западной стороны, то виден деревянный резной иконостас, посреди часовни - восьмигранный дубовый колодезный сруб.
По преданию, на месте этой часовни в конце 18го, начале 19 века стояла огромная верба, из дупла которой бил чудодейственный источник. В I856 году, во время эпидемии холеры, источник расчистили и возвели над ним часовню. Много людей толпятся у оконных стекол, рассказывают друг другу, кто что видел: кто видит Деву Марию с Младенцем, кто Рождество, Тайную Вечерю, кто одну ручку или Младенца Христа. Чтоб люди не смотрели во внутрь, атеисты закрыли окна изнутри бумагой, но снаружи стекол закрыть невозможно, и люди смотрят. Многие вглядываются в купол и маковку купола и видят тоже, что кому открывалось.
В разных местах двора слышится пение, люди собираются кучками и поют… Некоторые богомольцы стоят на коленях на голой сырой земле и вполголоса читают молитвы. Земля на огороде, который дважды пересаживался вытоптана и утрамбована до такой степени, что похожа на асфальт, то же самое и на церковном дворе.
В восточной стороне на захоронении стоит скульптурное изображение Божьей Матери, в постаменте есть где помещено тоже скульптурное изображение погребенного в одежде римско-католического священника с добродушно улыбающимся лицом. Весь памятник почти до половины заложен цветами. В то время цвели тюльпаны, положены также платки, полотенца вперемежку с деньгами вся эта груда, где то с метр высотой, с постепенным отдалением от памятника, метров на пять в длину и метр в ширину. Такая же самая куча цветов, платков и рушников находится и с западной стороны цветами, поближе к часовне.
В огромном круге вокруг часовни горят свечи, ставят их просто на землю и на раннее сгоревшие и оплывшие груды воска, парафина. Свечи в большинстве своем парафиновые, или стеариновые, фигурные и окрашенные в разные цвета, традиция западной Украины допускает это. Но, есть и восковые, катанные из ярого свежего воска. В некоторых местах в грудах расплавленного парафина горят лоскутки тряпок, если смотреть с горы, то создается иллюзия пожара возле часовни, а сама она полыхает в огненном венке, огненном кольце. Свеч горит очень, повторюсь, очень и очень много. «Неопалимая купина, в чем народная вина!?» Клюев «Погорельщина»
Юродивая женщина вся в грязи с букет том цветов все ходит кругом часовни и поет от долгого пения уже еле слышным голосом и своим странным видом приводит людей в изумление.
За оградой тоже толпится много народу. Несет дежурство милиция, человек десять. КГБ, мужчины в штатском деловито шныряют еще в большем количестве…
Воспоминание к слову. Ходим мы: отец Роман(ныне владыка Филипп Полтавский), отец Богдан(кецко), его матушка Ярослава и я, по двору часовни, между толпами подобных нам, приехавших посмотреть людей. То молимся, то рассматриваем, то в разговорах, общениях, слушаем рассказчиков, что и кто раньше нас видел. То пристанем к кучке людей собравшихся напротив алтаря и читающих акафист Матери Божией, подпеваем «Радуйся…» и «Аллилуиа…» Отец Роман и Богдан такие себе с виду достойно-почетно импозантные мужи, да еще, в костюмах и при галстуках были, или один отец Богдан был в костюме, не помню, или оба, а я, как всегда верен себе, в потертых джинсах, с распущеными волосами, резинка в дороге лопнула, в невероятной фетровой шляпе, только пера не хватало. В общем, я имел более чем странный вид. Это наверное о мне сказано: «Мы отребьи миру быхом, позор ангелом и человеком!» Ап. Павел.
Когда вижу Романа и Богдана люди в штатском уже ведут к автобусу. Я устремился за ними, а что ж мне одному оставаться? Сотрудник КГБ на меня презрительно посмотрел: «Куда! А тебе, что тут делать? Ты, что с ними?» «Да!» - говорю я. «Да не может быть!» Он не поверил виденному и слышанному, спрашивает задержанных, дабы удостовериться: «Этот хиппи, что, тоже с вами?» Отцы Роман и Богдан снисходительно-сочуственно кивнув, подтвердили мой статус, сказав, что это чучело, есть ничто иное, как, к тому же еще и батюшка. «Странно, странно!» - пожав плечами, удивленно заключил тот, мол, с какими людьми, в смысле - отбросами общества, вы водитесь и какие странного вида бывают батюшки.
Ну, завели нас в специальный служебный автобус, проверили удостоверения личности и начали промывать мозги: «Так! Признавайтесь: вы участники антинаучной, антисоветской диверсии? Вы диверсанты? Вы наверное униатские шпионы. Вы подосланы иностранной разведкой…» Ну, и так далее, подобные расспросы, в том же духе. «Да помилуйте, - говорим мы, - нам такое и не снилось, мы с Полтавщины, какие мы можем быть униатские шпионы…» Минут двадцать беседовали. Затем отпустили, потребовав немедленно уехать.
Многие видели Явление, плакали от радостного восторга, умилялись. Видел Его я грешный. Видела матушка Ярослава. Запомнилось мне как само ЯВЛЕНИЕ, так и лица людей. Можно с полным правом заключить, что это уже были не лица, а ЛИКИ - преображенные, просветленные, одухотворенные. Так было и так будет. Почему будет, потому, что чудеса подобного масштаба будут случаться. Бог полон замысла и мире.
Но, наряду с этим, следует также отметить, что не все видели чудо. Приехал туда, чуть позже с нашего прихода, Андрей Антонович, ревностный из ревностнейших прихожан, походил, походил, помолился, поставил свечей несколько, перекрестился и уехал, сказав, что ничего не видит. Ну, это, честная позиция, простого, честного человека. Я помню также возглас западноукраинской женщины крестьянки, приехавшей смотреть, стоявшей в толпе позади меня и воскликнувшей: «Ой, людочки, що ви дивитесь, та то ж стовпчик!..» На нее из толпы неодобрительно зашикали. Было и такое.
В самый разгар чуда, когда к селу шли многотысячные толпы паломников, между людьми прошел слух, что к Грушеву идут Крестным ходом почаевские монахи, хотя в действительности насельников Лавры предупредили, в том смысле, что если кто либо из них дерзнет пойти в Грушев, могут идти только с вещами. Приезжали только тайком переодетые епископы Львовский Никодим(Руснак), Ровенский Дамиан и другие… ну, им можно.
Стояла холодная пасмурная погода, несмотря на конец мая, вербы на церковном дворе еще не полностью распустили листья, тумана не было, но было как то сизо, неуютно, но в душах людей царила радость торжества веры. У многих были сияющие, просветленные, особенно во время молитвы. Толпы народа возле часовни вс6 увеличивались и увеличивались...
Воздав славу Богу и Матери Божией, мы в 7 утра уехали, получив неизгладимое впечатление от виденного и слышанного...
К тому времени во дворе и возле часовни собралось где-то до трех тысяч человек. Волна за волной подходили все новые и новые колонны паломников. Во дворе стало очень тесно. В отдельные дни тут собиралось 40-45.000 человек, а всего в течение мая 1987 года тут побывало более ста тысяч человек это по свидетельству сельских властей помещенному все в той же «Литературной газете».
Действия по прекращению Грушевского чуда не обошлось без курьезов. Атеисты попробовали Видение закрыть полотном, но не тут то было, люди видели Явление й сквозь полотно. Неудачный занавес пришлось снять и лавры победителей атеисты не получили. Невидимая рука Божия действовала сильней и уверенней видимой. Предпринимались попытки вообще разобрать балкон, но сила Божия, под массой возникших предлогов и обстоятельств не допустила этого и от этого тоже пришлось отказаться: не все возможно человеку, все возможно только Богу…
Когда количество паломников стало увеличиваться до пугающих размеров, местные власти сделали запрос в Москву в Совет по делам религий о том, что делать с людьми? Оттуда будто бы поступило распоряжение не чинить никаких препятствий людям, приехавшим в Грушев к часовне. Но, это из слухов.
Существует несколько гипотез объяснения атеистами Грушевского чуда и все они шатче одна другой. Вот некоторые из них:
1). Один из столбиков балкона, находящегося на углу дощатых перил, когда солнце стоит под острым углом к горизонту, отбрасывает дивную тень. Но мы приехали на место явления в пять часов утра и при пасмурной погоде.
2). Срабатывает эффект интерференции света, так как в свое время стекла часовни промывались нефтью или подсолнечным маслом, отчего на стекле образовалась тоненькая пленка, она то моментами и производит оптическую иллюзию. Отродясь не слыхивал, что бы стекла промывались нефтью или подсолнечным маслом.
Эти два объяснения принадлежат доктору физико математических наук. Заведующему кафедрой экспериментальной физики львовского университета, помещенные в «сельских вестях» за 30 мая. Ничего не скажешь, серьезные объяснения достойные доктора!
3). Из орбитального спутника американцы направили на часовню луч лазера, из чего получился эффект голограммы. Но это уже из области атеистических мифов. Атеисты тоже имеют свои мифы и свои чудеса.
Корреспондент «Московских новостей» за 13 сентября, Владимир Шевелев, в своей статье посвященной событиям в Грушеве, пишет: «Чудо вещь серьезная и нуждается в научном рассмотрениями физиками, этнографами, психологами и историками. Позволю себе заметить, что упрощенным представлением об этом событии, судить опасно. Местные руководители, Совет по делам религий Украины считают видимо, что только нарушая закон и попирая права верующих можно держать оборону атеистических позиций. Какова цена подобной стойкости и позиции – «не пущать», показал взрыв религиозности летом этого года – массовые паломничества к местам явления Богоматери…»
Настроение было у всех приподнятое, жизнеутверждающее. Ошеломленные от увиденного и услышанного назад мы ехали молча... выехав за Львов, мы взяли курс на Почаев...